Главная страница

Творческая направленность учащихся начальной школы в аспекте проектно- исследовательской деятельности


Скачать 35,71 Kb.
НазваниеТворческая направленность учащихся начальной школы в аспекте проектно- исследовательской деятельности
Дата04.02.2017
Размер35,71 Kb.
ТипДокументы

Творческая направленность


учащихся начальной школы в аспекте проектно- исследовательской деятельности.

Дмитриева Н. Б., учитель высшей кв. категории

МОУ «Гимназия №1 города Рузы»
В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации.

Не новой, но востребованной в обучении является научно- исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальной школе является то, что в ней могут принимать участие не только сильные ученики, но и слабые. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

- развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи,

- умение анализировать, обобщать, систематизировать информацию,

- формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными и научными текстами.

Работа по развитию исследовательских умений может проходить на любом уровне, а также и во внеурочной деятельности. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей- это вызывает наибольший интерес со стороны учеников.

Об одном таком проекте я сейчас расскажу. Так получилось, что и у меня, и у большинства детей любимое время года - это зима. Мы все любим ее за пушистый снег и лыжи, за красоту, зимние забавы, за Новый год. И у нас возник проект « Что за прелесть эта зима!».

На подготовительном этапе работы мы наметили направления: научно- познавательное, литературное, музыкальное, художественное.

Первая группа детей напомнила всем откуда берется снег и лед, их свойства. По публикациям в прессе, через Интернет, по рассказам родителей, бабушек и дедушек дети сделали вывод об изменении климата, о глобальном потеплении. О том, что несмотря на малое количество по - настоящему зимних морозных дней, надо уметь наслаждаться радоваться этим временем.

Вторая группа детей искала произведения писателей и поэтов: К. Паустовский, Д. Мамин- Сибиряк, А. Чехов, С. Есенин, Б. Пастернак. Дети, которые учатся в музыкальной школе, познакомили нас с произведениями русских и советских композиторов, в которых нашла отражение наша тема. Большую помощь оказала нам учительница музыки Березкина В.В.

Третья группа детей искала репродукции картин русских художников о зиме: К.Юон, И.Шишкин. На уроках изобразительного искусства мы работали с картинами, а потом дети рисовали свои зимние пейзажи.

На уроках физической культуры мы с детьми оттачивали лыжное мастерство, готовясь к экскурсии в зимний лес. Именно экскурсии на природу развивают воображение детей, позволяют полюбоваться красотой окружающей среды, определить деревья и кустарники по веткам, стволам, силуэтам, учат слушать звуки леса, видеть разнообразие природного окружения, пробуждают любовь к родному краю.

Кульминацией нашего проекта и явилась такая экскурсия.

В предпоследний по- настоящему зимний день мы с детьми своими глазами увидели сказочную красоту природы. Мы вернулись уставшие, но по- настоящему счастливые.

Подведение итогов нашего проекта состоялось на уроке русского языка, когда дети писали сочинение « Сказка зимнего леса». Я прочитаю маленький отрывок из сочинения Екатерины Мочаловой.

« Самое удивительное творение зимы - это лес. Как там красиво!

Все деревья укутаны в белые шубы. Тонкие березки и ветки кустарника согнулись под тяжестью снега кружевными арками.

Выйдешь на светлую полянку, а там маленькие елочки все в снегу стоят и переливаются на солнце. Макушки высоких елей усыпаны шишками. Вот клестам раздолье! А когда въедешь в темную просеку, то стройные сосны возвышаются над тобой как стражи леса.

Едешь на лыжах и слышишь как где- то щебечут птицы, а где- то упал снег с ветки. Меня поразил лес своей красотой. Хочется еще раз попасть в эту сказку».

Подготовкой к этому большому проекту явились два небольших.

В третьем классе на уроке труда мы делали кактус- игольницу.

Дети сами начали разговор о кактусах, оказалось, что у многих они растут дома. Мы решили к следующему уроку найти дополнительный материал об этих удивительных растениях. Некоторые дети принесли в школу свои кактусы. А когда наши игольницы были готовы, у нас получилась такая выставка кактусов.

В ноябре в начальной школе проходила неделя окружающего мира.

На линейке каждый класс получил конверт с заданиями. Одним из заданий было оформление стенгазеты на заданную тему. Нам досталась интересная тема о путешествиях. Ребята с большим желанием включились в работу. Наши художники занялись оформлением заголовка. Основная группа детей собирала материал, а редакторы отбирали самые интересные сведения для газеты и располагали его на листе.

Когда я проверила работу детей, оказалось, что и придраться – то не к чему.

В приобщении детей начальной школы к исследовательской деятельности главное заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности. И тогда у него формируется жизненный опыт, проявляется творчество, самостоятельность, потребность в самореализации.