Главная страница

Тема Дипломные работы Тема Учебно-ознакомительная практика Тема Производственная практика


НазваниеТема Дипломные работы Тема Учебно-ознакомительная практика Тема Производственная практика
страница1/2
Дата08.02.2017
Размер0,55 Mb.
ТипДиплом
  1   2

Памятка

студенту специализации



Оглавление


Тема 1. Курсовые работы…………………………………………

3

Тема 2. Дипломные работы………………………………………

5

Тема 3. Учебно-ознакомительная практика……………………

7

Тема 4. Производственная практика……………………………

8

Тема 5. Педагогическая практика……………………………….

9

Приложения




Тема 1. Курсовые работы

Курсовая работа — это самостоятельная учебно-научная работа студентов специализации, выполненная под руководством преподавателя, с целью развития умений и навыков научно-исследовательской работы.

При выборе темы студент должен соотнести тему будущей курсовой работы со своими научными интересами, с актуальностью научной проблемы, с перспективами развития психологической науки и возможностью реализации темы на практике.

Рекомендуется придерживаться преемственности в темах курсовых работ в плане подготовки к дипломной работе, однако это не является обязательным. В связи с развитием интересов студента темы курсовых работ могут меняться и отличаться от темы дипломной работы.
На 3 курсе дневного и 4 курсе вечернего и заочного отделений курсовая работа носит теоретический характер и ее выполнение способствует:

  • знакомству автора с основной литературой по обсуждаемой проблеме;

  • совершенствованию владения соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

  • развитию умения выделить проблему;

  • развитию умения последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов и определить собственную позицию;

  • развитию способности разрабатывать программу исследования;

  • использованию приемлемого для научной работы стиля изложения и уровня языковой грамотности;

  • развитию умения грамотно оформлять рукопись (научный текст).


На 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего и заочного отделений курсовая работа должна иметь практический характер. В процессе ее выполнения студент развивает:

  • умение определять методы решения проблемы и выбрать соответствующие методики научно-психологического исследования, оценив диагностические возможности конкретных психологических методов;

  • умение организовывать и проводить научно-психологическое исследование (психологический эксперимент, психологическую диагностику, тестирование и др.);

  • умение обрабатывать, анализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные;

  • умение формулировать выводы и рекомендации;

  • умение вести дискуссию по результатам своего исследования на процедуре защиты курсовой работы.

Курсовая работа должна быть не только содержательной и самостоятельной, но и правильно оформленной. Правила оформления курсовых работ представлены в приложении 1.

Типовые структуры и объемы курсовых работ всех курсов и отделений специализации представлены в приложении 2.

Процедура защиты курсовой работы осуществляется на заседании кафедры и по результату защиты выставляется оценка (дифференцированный зачет). Процедура защиты курсовой работы представлена в приложении 4.

Критерии оценок при защите курсовой работы представлены в приложении 6.

Сроки утверждения тем курсовых работ:

дневное отделение – первый четверг ноября

вечернее отделение – первый четверг ноября

заочное отделение – третий четверг декабря
Для утверждения темы курсовой работы необходимо:

студентам 3 курса дневного и 4 курса вечернего отделений

  1. встретиться с предполагаемым научным руководителем для формулирования темы курсовой работы, соответствующей направлениям работы кафедры.

  2. написать и сдать секретарю кафедры заявление с указанием темы курсовой работы, ФИО и подписью научного руководителя.

  3. присутствовать на заседании кафедры для утверждения темы курсовой работы.

студентам 4 курса заочного отделения

  1. встретиться с предполагаемым научным руководителем для формулирования темы курсовой работы, соответствующей направлениям работы кафедры.

  2. написать заявление с указанием темы курсовой работы, ФИО и подписать у научного руководителя, сдать его секретарю кафедры.

  3. сообщить старосте группы название темы курсовой работы с указанием ФИО научного руководителя.


студентам 4 курса дневного отделения,

5 курса вечернего и заочного отделений

  1. встретиться с предполагаемым научным руководителем для формулирования темы курсовой работы, соответствующей направлениям работы кафедры.

  2. при смене научного руководителя написать заявление с указанием темы курсовой работы, ФИО и подписать у бывшего и будущего научных руководителей.

  3. сообщить старосте группы название темы курсовой работы с указанием ФИО научного руководителя.


Крайний срок защит курсовых работ:

дневное отделение – третий четверг мая

вечернее отделение – третий четверг мая

заочное отделение:

  • иногородние студенты – четвертый четверг апреля

  • студенты из Санкт-Петербурга и Ленинградской области – третий четверг мая


Для допуска к защите курсовой работы необходимо:

  1. наличие курсовой работы, соответствующей требованиям по ее оформлению.

  2. подпись студента и научного руководителя на титульном листе.



Тема 2. Дипломные работы

Дипломная работа — это самостоятельная учебно-научная работа выпускников специализации, выполненная под руководством преподавателя, с целью выявить:

  • уровень профессиональной эрудиции выпускника;

  • методическую подготовленность выпускника;

  • владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

Дипломная работа представляет собой:

  1. научно-исследовательскую разработку — научное исследование, включающее эмпирическое исследование, экспериментальное исследование, обследование;

  2. апробированный проект (программу, методику) психокоррекции, обучения, тренинга или методическую разработку (разработку диагностической методики, теста).

При выполнении дипломной работы выпускник должен продемонстрировать:

  • знание литературы в соответствующей области;

  • умение анализировать состояние вопроса;

  • умение формулировать цели, ставить задачи;

  • умение планировать и осуществлять сбор материала;

  • умение обрабатывать полученные результаты;

  • умение интерпретировать результаты и делать выводы.


Процедура утверждения тем дипломных работ и зачета по научно-исследовательской практике (предзащита дипломной работы) осуществляется на заседании кафедры. Зачет по научно-исследовательской практике (предзащите дипломной работы) является дифференцированным.

Критерии оценки при зачете по научно-исследовательской практике представлены в приложении 6.

Процедура защиты дипломной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

Типовые структуры и объемы дипломных работ представлены в приложении 3.

Процедура защиты дипломной работы представлена в приложении 4.

Критерии оценок при защите дипломной работы в приложении 6.


Сроки утверждения тем дипломных работ:

дневное отделение – первый четверг декабря

вечернее отделение – третий четверг декабря

заочное отделение – третий четверг декабря

Для утверждения темы дипломной работы необходимо:

  1. встретиться с предполагаемым научным руководителем для формулирования темы дипломной работы, соответствующей направлениям работы кафедры

  2. при смене научного руководителя написать заявление с указанием темы дипломной работы, ФИО и подписями бывшего и будущего научных руководителей

  3. присутствовать на заседании кафедры для утверждения темы дипломной работы


Крайний срок зачета по научно-исследовательской практике (предзащита дипломной работы):

дневное отделение – 30 апреля

вечернее отделение – 30 апреля

заочное отделение – 30 апреля

Для допуска к зачету по научно-исследовательской практике необходимо:

  1. завершенное исследование и математико-статистическая обработка его результатов

  2. полностью законченные Главы 1 и 2 дипломной работы, соответствующие требованиям по ее оформлению

  3. письменный отзыв научного руководителя (при его отсутствии на заседании)


Сроки защит дипломных работ:

По расписанию, в первой половине июня.

Для допуска к защите дипломной работы необходимо:

  1. наличие дипломной работы, соответствующей требованиям по ее оформлению (приложение 1) в двух экземплярах

  2. подпись студента и научного руководителя на титульном листе

  3. письменная рецензия на дипломную работу

  4. письменный отзыв научного руководителя

  5. полный текст дипломной работы с приложениями и таблицей исходных данных в Excel в электронном виде за 3 дня до защиты!


Тема 3. Учебно-ознакомительная практика

Цель учебно-ознакомительной практики – расширение представлений:

  • о перспективах трудоустройства и профессиональной адаптации специализации «психология менеджмента».

  • о профессиональных знаниях и умениях, необходимых для успешной профессиональной деятельности практического психолога.

  • о психологических аспектах и функциональных обязанностях психологов в различных организациях и службах


Сроки учебно-ознакомительной практики:

дневное отделение – 5 семестр

вечернее отделение – 8 семестр

заочное отделение – 8 семестр

Требования:

  • Посещение коммерческих и некоммерческих организаций, организованное преподавателем, ответственным за учебно-ознакомительную практику (возможно дополнительное посещение по личной инициативе).

  • Практическое усвоение основных понятий, раскрывающих содержание психологического обеспечения профессиональной деятельности и менеджмента.

  • Практическое освоение некоторых психологических методов.


Форма итогового контроля – дифференцированный зачет.

Для получения зачета по учебно-ознакомительной практике необходим отчет о полученных знаниях и умениях, приобретенных в процессе учебно-ознакомительной практики по следующей схеме:

  • Направление работы организации

  • Задачи и функции, выполняемые специалистами – психологами, менеджерами, консультантами.

  • Социально-психологические проблемы, трудности в работе психологов, менеджеров, консультантов в организации.

  • Необходимые знания, умения, навыки для выполнения функциональных обязанностей психологов, менеджеров, консультантов.

Тема 4. Производственная практика

Цель производственной практики заключается в овладении студентом опытом самостоятельной научно-исследовательской и практической работы в области психологии менеджмента.

Производственная практика студентов специализации состоит из:

  1. обязательной – по предложенному календарно-тематическому плану

  2. по индивидуальному плану – по самостоятельно выбранному календарно-тематическому плану


Сроки производственной практики:

дневное отделение – 8 семестр

вечернее отделение – 10 семестр

заочное отделение – 10 семестр

Требования:

Для прохождения производственной практики необходимо:

  1. направление на производственную практику

  2. поставить задачи совместно с научным руководителем

  3. поставить задачи совместно с руководителем, представляющим базу производственной практики


Форма итогового контроля – дифференцированный зачет.

Для получения зачета по производственной практике необходимо представить:

  1. Справку с места прохождения практики, подписанную руководителем, представляющим базу практики, или руководителем учреждения. В справке должны быть отражены: сроки и место прохождения практики, краткая содержательная характеристика проделанной работы, итоговая оценка.

  2. Развернутый содержательный отчет, соответствующий программе практики и включающий в себя следующие разделы:

  • календарно-тематический план исследования

  • цель и задачи исследования или практической работы

  • краткий литературный обзор по проблеме

  • использованные диагностические методики

  • описание процедур сбора и обработки эмпирических данных

  • анализ результатов и общие выводы



Тема 5. Педагогическая практика

Цель педагогической практики – на базе психологических знаний, полученных студентами в лекционных и практических курсах, сформировать у студентов основы педагогических умений, связанных с преподаванием своего предмета в рамках педагогического процесса в конкретной педагогической системе.
Сроки педагогической практики:

дневное отделение – 9 семестр (декабрь)

вечернее отделение – 11 семестр

заочное отделение – 11 семестр
Этапы прохождения:

  1. Организационный этап

  • организационная конференция по педагогической практике на факультете

  • организационное собрание на базе педагогической практики

  1. Ознакомительный этап («пассивная» практика)

  • составление индивидуального плана педагогической практики

  • изучение учебной программы по своему предмету

  • изучение методик психолого-педагогической диагностики и квалиметрии индивидуальности учащегося

  • посещение открытых уроков, проводимых опытными учителями-методистами

  • посещение открытых уроков, проводимых коллегами-практикантами, участие в совещаниях, посвященных анализу этих уроков с учетом типовых схем наблюдения и анализа урока и внеклассного мероприятия

  • консультации с групповым руководителем педагогической практики специализации по вопросам уточнения и совершенствования содержания планируемых уроков

  • консультации с преподавателем кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии, закрепленным за данной базой педагогической практики, по вопросам психологического сопровождения уроков и форме их проведения

  • консультации с учителем-предметником (преподавателем соответствующего предмета от базы педагогической практики) по вопросам особенностей методики преподавания

  • подготовка развернутых конспектов планируемых уроков

  1. Обучающий этап («активная» практика)

  • осуществление стартовой психолого-педагогической диагностики в минимальном (характеристика нескольких успешных, средних и неуспешных учащихся, характеристика учебной группы как коллектива) или максимальном варианте (авторская система квалиметрии индивидуальности учащегося, включающая следующие методики: «Состояние» - модификация теста САН; «Образ жизни» - авторская; «Письмо» – авторская; «Общение» – модификация социометрической процедуры)

  • самостоятельное проведение не менее 6-ти уроков (для вечернего и заочного отделений – не менее 4-х), из которых не менее половины – под контролем преподавателей, с последующим профессиональным анализом реализации уроков с учетом примерной схемы самоанализа студентом-практикантом проведенного урока.

Форма итогового контроля – дифференцированный зачёт.

Для получения зачета по педагогической практике необходимо:

  • отчет по педагогической практике

  • участие в итоговом собрании на базе педагогической практики с обязательным присутствием группового руководителя (преподавателя кафедры педагогики и педагогической психологии), администрации и учителей-методистов базы и выставлением 3-х оценок – за содержательный, методический и психологический аспекты деятельности практиканта


Приложение 1

Требования к оформлению курсовых и дипломных работ

студентов специализации
Форматирование текста

  1. Текст работы должен располагаться на одной стороне листов стандартного формата (А4), которые сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются.

  2. Текст должен быть напечатан на принтере, через 1,5 интервала, 14 кегель, шрифт - Times New Roman.

  3. Поля слева — 35 мм, справа — 15 мм, сверху — 25 мм, снизу — 25 мм, 28-30 строк на странице, по 56-60 знаков в строке.

  4. Нумерация сквозная, номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, но нумерация страниц начинается со второй страницы.

  5. В тексте должны быть абзацные отступы (первая строка абзаца — красная).


Научный стиль изложения

  1. Используется литературный русский язык без грамматических, орфографических, стилистических и других ошибок

  2. Употребляется страдательный, а не действительный залог (например, «данные были проанализированы», а не «я проанализировал данные»), не применяя личных местоимений

  3. Точность формулировок и корректность употребляемых терминов и понятий, даются определения основных используемых понятий, не используются в качестве терминов слова, заимствованные из иностранного языка, если существуют полностью эквивалентные понятия в русском языке.

  4. В тексте не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых.


Правила использования ссылок на цитируемые литературные источники

1. Способы цитирования:

а) прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае через точку с запятой требуется точно указать страницу, на которой начинается данная цитата)

б) косвенное цитирование, когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту

2. Используется строгий и единообразный способ ссылок на цитируемые литературные источники (рекомендуется использовать один из двух основных способов ссылок):

а) через указание в круглых скобках фамилии автора и года издания книги

б) через указание в квадратных скобках номера источника, указанного в списке литературы

3. В соответствии с этикой научного изложения, отслеживается правильность цитирования и точность соответствия ссылок на литературные источники. Для каждого источника необходимо указать: фамилии и инициалы всех авторов, название работы, / название журнала, его выходные данные (том, номер и др.), // название сборника, фамилии его редакторов или составителей и его дополнительные выходные данные – город, год издания.

4. Источники должны быть упорядочены и пронумерованы:

  • либо по порядку встречаемости в тексте работы, либо по алфавиту (для случая б) способа ссылки)

  • каждый источник описывается в отдельном абзаце

  • вначале все источники на русском языке, а затем все источники на иностранных языках

Приложение 2

Типовая структура и объем курсовой работы студентов специализации

3 курса дневного и 4 курса вечернего и заочного отделений
В процессе выполнения курсовой работы студент глубже знакомится с теоретическими знаниями в области психологии и методологической базой психологической науки, развивает умения работы с научной литературой, а также учится ясно и убедительно излагать свои мысли.
Общий объем работы 25-30 стр. без учета приложения.
Титульный лист (необходимо взять у секретаря перед защитой)

Оглавление (1 стр.) представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается (пример в приложении 8).

Введение (1 стр.). Краткая формулировка актуальности темы и цели исследования.

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

  1. Необходимость дополнения теоретических представлений об изучаемом явлении, новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят больше прояснить природу явления или разрешить имеющиеся противоречия.

  2. Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.

  3. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных и обладающих более широкими возможностями.

Цель исследования — желаемый конечный результат исследования. Чаще всего в психологических исследованиях целями выступают:

  • описание характеристик психического явления.

  • выявление взаимосвязей психических явлений.

  • описание нового феномена, эффекта.

  • открытие новой (другой) природы явления.

  • обобщение научных представлений, сведений.

  • создание классификации, типологии.

  • создание программы или методики (исследовательской, диагностической, обучающей, коррекционной).

  • адаптация программы или методики.

Главы 1 и ... (общий объем 20-25 стр.). Названия глав связаны с темой исследования.

Цель данного раздела – охарактеризовать степень исследованности темы. Кроме краткой истории вопроса, здесь необходимо осветить наиболее известные (не только в России, но и во всем мире) точки зрения и подходы к постановке и решению проблемы по теме исследования, а также современное (за последние 5 лет) состояние исследований в этой области. Следует особо выделить неизученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании проблемы в целом и ее отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал (обозначать соответствующие подразделы, а также называть весь раздел) исходя из логики раскрытия темы исследования.

В данном разделе автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики развития проблемы по теме исследования и подвести читателя к пониманию актуальности, значимости и необходимости именно такой темы.

Выводы (не более 1 стр.). Это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования. Завершать литературный обзор необходимо самостоятельно сформулированными краткими выводами по каждой главе.

Заключение (не более 1 стр.). Краткий обзор выполненного исследования и формулировка направления, цели и методов дальнейшего практического исследования.

Список литературных источников (не менее 20). Наличие в списке научных монографий, статей из периодических изданий и учебных пособий в равном соотношении. Обязательно наличие ссылок как на современные исследования, так и на базовые исследования прошлого по данной проблеме. Пример оформления представлен в приложении 9.

Приложение (объем раздела не входит в расчет общего объема работы). В нем могут быть представлены таблицы, рисунки, классификации, которые иллюстрируют или дополняют теоретический материал по исследуемой проблеме.

Типовая структура и объем курсовой работы студентов специализации

4 курса дневного и 5 курса вечернего и заочного отделений
Общий объем работы 30-40 стр. без учета приложения.
Титульный лист (необходимо взять у секретаря перед защитой)

Оглавление (1 стр.) Пример оформления представлен в приложении 8.

Введение (2 стр.). Краткая формулировка актуальности проблемы (темы), новизна и цели исследования.

Любой признак проведенного исследования, позволяющий употребить понятие «впервые» при характеристике полученных результатов, дает основание говорить о научной новизне исследования.

Глава 1. (общий объем 20-25 стр.). Название главы соответствует теме исследования. Завершить главу необходимо самостоятельно сформулированными краткими выводами.

Глава 2. Методическое обеспечение исследования.

2.1. Постановка проблемы исследования (1-2 стр.). Эта часть работы должна логически следовать из содержания предыдущей главы. В ней необходимо четко сформулировать цель и задачи исследования, а также предмет и объект исследования.

Задачи исследования — это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка).

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Поэтому в число задач исследования надо включить такие, которые позволят определить место изучаемого явления в психике — его взаимосвязи с другими психическими явлениями.

Описание задач обычно делается в форме перечисления с использованием таких глаголов: изучить…, описать…, выявить…, установить…, выделить…

Задачи исследования не могут быть сформулированы как: анализ литературы, подготовка и проведение исследования, овладение методикой, обработка эмпирических данных и прочие этапы процесса исследования.

Объект исследования — это то, на что направлен процесс познания. Объектами психологического исследования выступают: индивид, группа людей, общность людей.

Предмет исследования — свойства, отношения объектов исследования, рассматриваемые в определенных условиях. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

2.2. Метод или методика(и) исследования (1-5 стр.) – в этом разделе должны быть описаны используемые метод, методика или методики исследования:

  • ссылка на литературный источник с указанием автора методики;

  • цель использования методики;

  • краткое описание, достаточное для понимания ее сути;

  • перечень исследуемых показателей;

  • процедура обработки данных (ключ).

В заключение данного параграфа должно быть приведено общее количество исследуемых показателей, полученных по всем методикам.

2.3. Общая характеристика выборки (1-2 стр.) должна включать по возможности наиболее полные сведения относительно испытуемых (пол, возраст, уровень образования, профессия, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования параметры) с указанием их количества и принципов отбора. Если используются индивидуальные данные и требуется обозначать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде.

Определение объема выборки в значительной степени зависит от поставленной цели, объекта исследования, количества и состава используемых методик. Ориентировочное число испытуемых – не менее 25 человек. Основанием для уменьшения числа респондентов может служить:

    • обследование малочисленной категории людей (сотрудников одной организации или обладающих редкой профессией);

    • использование трудоемких методик, дающих большой объем информации об объекте исследования.

Объем выборки для исследования следует обсудить с научным руководителем.

2.4. Методы обработки и анализа данных – перечисляются используемые методы обработки и анализа данных (методы математико-статистической обработки или контент-анализ) со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы.

2.5. Организация и процедура исследования – включается в работу при необходимости, в этом разделе должны быть представлены основные этапы и последовательность проведения исследования.

Глава 3. Анализ результатов исследования (объем около 15-20 стр.). В данной главе подробно описываются и анализируются все полученные результаты и выявленные закономерности. Изложение материала структурируется в соответствии с задачами исследования. Особое внимание следует уделять содержательной психологической интерпретации полученных результатов, не останавливаясь только на констатации фактов.

Результаты исследования необходимо представлять в удобной для восприятия форме: рисунки и таблицы. Все таблицы и рисунки должны иметь содержательное название и сквозную нумерацию. На рисунках (или в подписях к ним) необходимо подробно разъяснять все условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т.п.

Рисунки в психологических исследованиях, чаще всего, бывают двух видов:

Диаграммы – графическое изображение соотношений между величинами.

Гистограммы — графическое представление частотного распределения величин.

Примеры оформления рисунков и таблиц представлены в приложении 10.

Выводы (1-2 стр.). Это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования. Выводы должны соответствовать поставленным задачам работы.

Заключение (1-2 стр.). Краткий обзор выполненного исследования, анализ соответствия полученных результатов поставленным задачам, описание трудностей, возникших при исследовании.

Необходимо указать на то, чем завершена работа, например:

  • получением научных данных о новых объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

  • разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования; получением качественных и количественных характеристик явлений;

  • составлением инструкций, руководящих материалов, рекомендаций, методик, разработкой норм и правил, программ и т.д.;

  • внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок; получением прочих положительных результатов.

Автор может подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.п.

Если при завершении работы получены отрицательные результаты, это также указывается в заключении.

В заключении желательно указывать практическую, научную, социальную ценность результатов работы.

Список литературных источников (не менее 25). Пример оформления представлен в приложении 9.

Приложение (объем раздела не входит в расчет общего объема работы). Данный раздел должен быть хорошо структурирован и оформлен. Каждое приложение должно сопровождаться не только номером и названием, но и необходимыми комментариями (подписями), расшифровывающими аббревиатуры, таким образом, чтобы в материалах приложения можно было разобраться без обращения к основному тексту работы.

В приложении обязательно должны быть представлены первичные эмпирические данные, а также результаты их математической обработки. При необходимости в приложения могут быть вынесены:

Приложение 3

Типовая структура и объем дипломной работы

студентов специализации (учебно-научное исследование)
Общий объем работы 50-85 стр. без учета приложения.
Титульный лист (необходимо взять у секретаря перед защитой)

Оглавление (1 стр.) Пример оформления представлен в приложении 8.

Введение (2 стр.). Краткая формулировка актуальности проблемы (темы), новизна и цели исследования.

Глава 1. (общий объем 20-25 стр.). Название главы соответствует теме исследования. Завершить главу необходимо самостоятельно сформулированными краткими выводами.

Глава 2. Методическое обеспечение исследования.

2.1. Постановка проблемы исследования (1-3 стр.), необходимо четко сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования, а также предмет и объект исследования.

Гипотеза исследования — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Могут быть сформулированы несколько гипотез, представляющих некоторую логическую цепь или конкретизирующих общее предположение, которое заявлено вначале.

В качестве гипотезы вполне может быть достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления.

Гипотеза формулируется как утверждение, которое необходимо доказать, конкретно и четко.

2.2. Методы и методики исследования (5-10 стр.) – в этом разделе должны быть описаны используемые методы или методики исследования.

2.3. Общая характеристика выборки (1-2 стр.) должна включать сведения относительно испытуемых.

2.4. Методы обработки и анализа данных – перечисляются используемые методы обработки и анализа данных.

2.5. Организация и процедура исследования – включается в работу при необходимости, в этом разделе должны быть представлены основные этапы и последовательность проведения исследования.

Глава 3. Анализ результатов исследования (25-30 стр.). Подробно описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности.

Пример оформления рисунков и таблиц представлен в приложении 10.

Выводы (1-2 стр.). Это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования. Выводы должны соответствовать поставленным задачам работы.

Заключение (1-2 стр.). Краткий обзор выполненного исследования, анализ соответствия полученных результатов поставленным задачам, описание трудностей, возникших при исследовании.

Список литературных источников (не менее 25) Пример оформления представлен в приложении 9.

Приложение (объем раздела не входит в расчет общего объема работы).

Типовая структура и объем дипломной работы

студентов специализации (методическая разработка)
Общий объем работы 50-85 стр. без учета приложения.
Титульный лист (необходимо взять у секретаря перед защитой)

Оглавление (1 стр.) Пример оформления представлен в приложении 8.

Введение (2 стр.). Краткая формулировка актуальности и практической значимости методической разработки.

Глава 1. (общий объем 20-25 стр.). Название главы соответствует теме методической разработки.

В главе необходимо представить теоретическую и методологическую базу методической разработки и критерии оценки ее эффективности.

Глава 2. Описание методической разработки (15 стр.)

2.1. Организация и процедура создания (1-3 стр.) – представлены основные этапы и последовательность создания методической разработки.

2.2. Описание методической разработки (1-3 стр.) – в этом разделе должна быть подробно описана методическая разработка:

  • цель;

  • процесс проведения;

  • перечень показателей, которые с помощью нее измеряются или корректируются;

  • процедура обработки результатов измерения или критерии оценки степени коррекции показателей.

2.3. Общая характеристика выборки (1-2 стр.) должна включать сведения относительно испытуемых и экспертов, принимавших участие в апробации и оценке результатов методической разработки.

2.4. Методы обработки и анализа данных – перечисляются используемые методы обработки и анализа данных.

Глава 3. Анализ результатов (25-30 стр.). Подробно описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности, оценивается валидность и надежность полученных с помощью методической разработки результатов.

3.1. Анализ результатов апробации методической разработки

3.2. Оценка валидности и надежности методической разработки

3.3. Оценка трудоемкости методической разработки

Рекомендации (1-3 стр.). Представлены конкретные рекомендации по использованию методической разработки (назначение, ограничения, особенности выборки для проведения и т.д.)

Заключение (1-2 стр.). Краткий обзор проведенной работы, необходимо представить перспективы методической разработки, возможные пути ее модификации.

Отзыв экспертов и заказчика (если работа имела заказчика).

Список литературных источников (не менее 25) Пример оформления представлен в приложении 9.

Приложение (объем раздела не входит в расчет общего объема работы).
Приложение 4

Процедура защиты курсовой или дипломной работы
Для сообщения содержания курсовой или дипломной работы перед членами комиссии студенту отводится 5-7 минут. Желательно вслух проговорить выступление заранее и отметить затраченное время, чтобы скорректировать объем доклада.

Порядок изложения материала в докладе:

  1. название (тема) работы и ФИО научного руководителя (с указанием его степени и должности);

  2. цели и задачи работы, гипотеза (для дипломной работы);

  3. методы (методики) решения поставленных задач (в большинстве случаев достаточно лишь перечислить);

  4. краткое описание выборки (характеристики респондентов), принявших участие в исследовании. Если были взяты экспериментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.

  5. методы обработки результатов исследования;

  6. выводы исследования (в соответствии с задачами);

  7. перспективы практического использования полученных результатов.

Раскрывая содержание работы, следует быть готовым защитить ее основные положения, т.е. дать исчерпывающий ответ на любой вопрос, который может возникнуть у слушателей после изложения основного содержания и результатов. При защите рекомендуется освещать основное содержание, не останавливаясь на деталях или второстепенных моментах, которые могут быть раскрыты в ответах на вопросы.

Состав (виды) материалов, используемых для иллюстрации доклада, определяется содержанием курсовой или дипломной работы. В качестве иллюстративного материала рекомендуется выносить схемы, рисунки, графики, таблицы и др. Иллюстративный материал может быть изготовлен на бумаге крупных форматов (А1 или А2) для размещения на стенде или размножен на листах формата А4 или А3 (по количеству членов аттестационной комиссии).

В докладе необходимо ссылаться на материал, приведенный в иллюстрационном материале.
  1   2