Главная страница

Русский язык“ в школах с русским языком обучения и


НазваниеРусский язык“ в школах с русским языком обучения и
страница3/5
Дата15.01.2017
Размер0,9 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5


Ацэнка кантрольнага дыктанта
Кантрольны дыктант праводзіцца з мэтай праверкі правапісных уменняў вучняў. Тэкст дыктанта павінен утрымліваць арфаграмы і пунктаграмы на вывучаныя правілы прыкладна ў 50 % усіх слоў дыктанта. На дошку могуць быць выпісаны не больш за 3 словы з нявывучанымі арфаграмамі.


Балы
Колькасць памылак

1

Памылак больш, чым на 2 балы

2

8/0, 8/1, 0/9, 1/8, 2/7, 3/6, 4/5, 5/4, 6/3, 7/2

3

7/0, 7/1, 0/8, 1/7, 2/6, 3/5, 4/4, 5/3, 6/2

4

6/0, 6/1, 0/7, 1/6, 2/5, 3/4, 4/3, 5/2

5

5/0, 5/1, 0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2,

6

4/0, 4/1, 0/5, 1/4, 2/3, 3/2,

7

3/0, 3/1, 0/4, 1/3, 2/2,

8

2/0, 2/1, 0/3, 1/2,

9

1/0, 1/1, 0/1, 0/2,

10

0/0


Ацэнка граматычнага задання
Пры напісанні кантрольнага дыктанта з граматычным заданнем аб’ём тэксту скарачаецца на 10 слоў. Вучням прапануецца 3 граматычныя заданні. Арфаграфічныя і пунктуацыйныя памылкі, якія дапушчаны ў граматычным заданні, улічваюцца пры выстаўленні адзнакі за дыктант. За кантрольны дыктант з граматычным заданнем выстаўляецца дзве адзнакі: адна – за дыктант, другая – за граматычнае заданне.


Балы

Колькасць памылак

1

Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 8 памылак, ці

Выкананы 2 заданні, дапушчаны 6 памылак, ці

Выканана 1 заданне, дапушчаны 3 памылкі

2

Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 7 памылак, ці

Выкананы 2 заданні, дапушчаны 5 памылак, ці

Выканана 1 заданне, дапушчаны 2 памылкі

3

Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 6 памылкі, ці

Выкананы 2 заданні, дапушчаны 4 памылкі, ці

Выканана 1 заданне, дапушчана 1 памылка

4

Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 5 памылак, ці

Выкананы 2 заданні, дапушчаны 3 памылкі, ці

Выканана 1 заданне без памылак

5

Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 4 памылкі, ці

Выкананы 2 заданні, дапушчаны 2 памылкі

6

Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 3 памылкі, ці

Выкананы 2 заданні, дапушчана 1 памылка

7

Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 2 памылкі, ці

Выкананы 2 заданні без памылак

8

Выкананы ўсе заданні, дапушчана 1 памылка

9

Выкананы ўсе заданні без памылак, 1‑2 выпраўленні

10

Выкананы ўсе заданні без памылак



3. Оценка результатов учебной деятельности

по учебным предметам

Литературное чтение и “Літаратурнае чытанне”

В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебным предметам «Литературное чтение» и «Літаратурнае чытанне» контролю и оценке подлежат:

‑ уровень овладения навыком чтения;

‑ уровень овладения умением выразительно читать;

‑ уровень сформированности читательских умений;

‑ уровень развития литературных представлений и знаний учащихся
Поурочный контроль результатов учебной деятельности осуществляется учителем с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Основной формой поурочного контроля на уроках литературного чтения является фронтальный и индивидуальный устные опросы с использованием заданий, содержащихся в учебниках, учебно-методических пособиях, дидактических материалах. При организации поурочной оценочной деятельности на уроках литературного чтения может применяться письменный контроль, осуществляемый во фронтальной и индивидуальной форме посредством самостоятельной письменной работы с использованием набора заданий, сгруппированных в тесты.

При поурочном контроле оцениванию подлежат: навык чтения (способ чтения, правильность чтения, темп, элементарная выразительность и осознанность чтения); умение выразительно читать произведения разных жанров; выразительное чтение наизусть, литературные представления и знания учащихся, читательские умения работы с текстом, в том числе подробный и краткий пересказ.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется после изучения разделов (тем) учебника с целью обобщения и систематизации читательских представлений и знаний учащихся по изученной теме (разделу) и диагностики уровня развития читательских умений учащихся. Тематический контроль может проводиться посредством проведения фронтального устного опроса, либо в форме письменного контроля с использованием дидактических тестов. На эту работу в зависимости от подготовки класса может отводиться лишь часть урока.
Контроль и оценка уровня овладения навыком чтения
В начальной школе проверяются овладение навыком чтения вслух незнакомого текста по следующим показателям:

способ чтения умение читать по буквам, отрывисто или плавно по слогам, слогами и словами, словами с прочтением по слогам трудных слов, целыми словами;

темп чтениябыстрота прочтения текста, которая соотносится с индивидуальным темпом разговорной речи (темп может быть чрезмерно замедленный, замедленный, в соответствии с естественным темпом разговорной речи, торопливый ‑ искусственно завышенный, т.е. “чтение скороговоркой”);

правильность чтения наличие или отсутствие ошибок, их общее количество и характер (искажения слов при чтении, пропуски слов, ошибки ударения);

осознанность – понимание слов, предложений, смысловой связи между ними и общего смысла прочитанного текста или его части.

Скорость чтения не учитывается. Имеется в виду естественный темп чтения для данного психологического типа.

Уровень овладения навыком чтения на родном языке изучается 2 раза в год: в середине и конце учебного года. Контролю подлежит навык чтения незнакомого текста. Такой контроль осуществляется в I‑IV классах в форме индивидуального устного опроса. В I классе навык чтения контролируется в конце учебного года.

При изучении второго языка уровень овладения навыком чтения изучается 1 раз в год в конце учебного года.

Показатели оценки уровня овладения навыком чтения незнакомого текста отражены в сводной таблице (см. сводную таблицу показателей оценки учебной деятельности учащихся по литературному чтению).
Контроль и оценка уровня сформированности

читательских умений
Уровень сформированности читательских умений учащихся диагностируется в рамках тематического контроля с помощью практических заданий по текстам изученных произведений конкретного раздела (темы) учебника. В конце учебного года в III‑IV классах школ с русским и белорусским языками обучения проводится итоговая проверка уровня сформированности читательских умений учащихся.

Определение уровня сформированности читательских умений учащихся может осуществляться как устным методом посредством выполнения практических заданий с текстом, так и письменным методом с помощью дидактического теста с набором постепенно усложняющихся тестовых заданий. Тестовая работа помогает осуществить проверку уровня сформированности читательских умений оперативно. На её проведение в зависимости от подготовки класса может отводиться часть урока. Тест должен включать 5 заданий. Сложность тестовых заданий должна постепенно нарастать и отражать уровни овладения учебным материалом – от узнавания литературного произведения до понимания его основной мысли

Результаты тестовой работы оцениваются по шкалам оценки теста (см. таблицы 1 и 2). При подсчёте применяется система двойного перевода.
Шкалы оценки теста
Таблица 1


Задания

Проценты

1

10

2

15

3

20

4

25

5

30


Таблица 2


Проценты

Баллы

1‑14

1

15–24

2

25–34

3

35‑44

4

45–54

5

55‑64

6

65–74

7

75–84

8

85–94

9

95–100

10


Каждое задание оценивается по таблице 1.

Все проценты суммируются. Суммарный процент переводится в балл по таблице 2.

Пример.

Ученик выполнил верно задания 1, 3 и 4 , что составляет 10+ 20+25 = 55 %.

По таблице 2 переводим проценты в баллы: 55 % соотносится с 6 баллами, значит, ученик получает за выполнение теста 6 баллов.

Если задание выполнено частично, то процент правильно выполненного задания вычисляется по отношению к максимальному проценту данного задания.

Пример.

Ученик выполнил верно ⅔ второго задания. Максимальный процент второго задания равен 15 %. Находим ⅔ от 15 % и получаем 10 % (15 : 3 × 2). Таким образом, ученику за выполнение второго задания начисляется 10 %.

Подобным образом вычисляются проценты за правильное выполнение каждого задания. Все проценты суммируются. Суммарный процент переводится в балл по таблице 2.
Если уровень сформированности читательских умений проверяется устным методом, то балл выставлятся по показателям оценки, отражённым в таблице 3.
Показатели оценки уровня сформированности читательских умений
Таблица 3


Баллы

Показатели оценки

1

Присутствовал на занятии, слушал, читал. На поставленные вопросы не отвечает

2

Демонстрирует непонимание произведения.

Поставленные вопросы осмысливаются неверно

3

Фрагментарное понимание произведения.

Не способен выполнить простейшие задания по тексту

4

Фрагментарное понимание произведения.

Ориентируется в тексте только с помощью учителя.

Нуждается в помощи учителя при выполнении практических заданий с текстом

5

Понимает фактическое содержание прочитанного, но не осознает причинную связь событий, не умеет выразить своего отношения к герою, поступку.

Ориентируется в тексте только с помощью учителя.

Нуждается в помощи учителя при выполнении практических заданий с текстом

6

Понимает фактическое содержание прочитанного. Основную мысль произведения определяет неточно. Высказывает отношение к поступку, герою, событию с помощью наводящих вопросов учителя. Не может обосновать свои суждения.

Ориентируется в тексте с помощью учителя.

Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает неточности при выполнении практических заданий с текстом

7

Достаточно полное понимание и осмысление текста.

Высказывает отношение к поступку, герою, событию с помощью наводящих вопросов учителя.

Ориентируется в тексте с помощью учителя.

Демонстрирует читательские умения, определённые учебной программой, но допускает неточности при выполнении практических заданий с текстом

8

Полноценно воспринимает художественное произведение.

Умеет выразить свое отношение к герою, его поступку, мотивируя свои суждения.

Ориентируется в тексте самостоятельно.

Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает отдельные неточности, которые сам и исправляет

9

Полноценно воспринимает художественное произведение.

Свободно ориентируется в тексте для подтверждения своих ответов.

Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает единичную неточность, которую сам исправляет

10

Полноценно воспринимает художественное произведение.

Легко ориентируется в тексте.

Выполняет любые практические задания с текстом произведения в пределах программных требований, демонстрируя высокий уровень овладения читательскими умениями



Контроль и оценка выразительного чтения наизусть
Предметом специального обучения на уроках литературного чтения является выразительное чтение стихов и прозы.

Выразительность чтения предусматривает:

  • соблюдение интонации предложения (повествовательной, вопросительной, восклицательной);

  • пауз в соответствии со знаками препинания;

  • логического ударения;

  • тона и темпа чтения в соответствии с эмоциональным настроением произведения.

Важнейшими показателями выразительного чтения наизусть являются:

  • твёрдое знание текста и точность его воспроизведения;

  • выразительность чтения;

  • соблюдение произносительных норм.

Показатели оценки выразительного чтения наизусть отражены в таблице 4.
Оценка выразительного чтения наизусть
Таблица 4



Балл


Показатели оценки

Точность воспроизведения

Выразительность

Соблюдение произносительных норм

1

Воспроизведение первых строк стихотворения

Монотонное чтение

Делает много ошибок

2

Фрагментарное воспроизведение

Монотонное чтение

Делает много ошибок

3

Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк

Монотонное чтение

Делает много ошибок

4

Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк

Элементы выразительности

Делает много ошибок

5

Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк

Элементы выразительности

Допускает незначительное количество ошибок

6

Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов

Элементы выразительности

Допускает 2 ошибки

7

Полное соответствие тексту произведения (допускается однократная помощь учителя)

Выразительное чтение

Допускает 1‑2 ошибки

8

Полное соответствие тексту произведения (ученик самостоятельно устраняет ошибку в замене слов)

Выразительное чтение

Допускает 1 ошибку

9

Полное соответствие тексту произведения

Выразительное чтение

Нет ошибок

10

Полное соответствие тексту произведения

Выразительное эмоциональное чтение

Нет ошибок



Контроль и оценка подробного пересказа
Оценка подробного пересказа осуществляется по следующим критериям:

  • точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания);

  • последовательность изложения событий;

  • наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою);

  • качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лёгкая, свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием);

  • наличие или отсутствие речевых недочётов: необоснованное повторение одного и того же слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных слов и просторечий и др. (см. классификацию речевых недочётов в нормативах «Оценка результатов учебной деятельности по учебным предметам «Русский язык» в школах с русским языком обучения и «Белорусский язык» в школах с белорусским языком обучения. Оценка коммуникативно-речевых знаний, умений и навыков. Оценивание изложений и сочинений», п. 2.1).

Показатели оценки подробного пересказа отражены в таблице 5.
Оценка подробного пересказа
Таблица 5


Баллы

Показатели оценки

1

Неосознанное запоминание текста.

Фрагментарное (отрывочное, неполное), несвязное воспроизведение содержания. Пересказ только с помощью вопросов учителя.

Речь развита плохо. Допускает многочисленные речевые недочёты, затяжные паузы

2

Неосознанное запоминание текста.

Фрагментарное воспроизведение содержания. Нарушение логики изложения. С трудом передаёт содержание прочитанного. Нуждается в помощи учителя.

Речь монотонная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты, длительные паузы

3

Неосознанное воспроизведение событий.

Многократное нарушение последовательных связей. Неполная передача содержания.

Не высказывает оценочных суждений. Нуждается в помощи учителя.

Речь монотонная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты

4

Неосознанное воспроизведение событий.

Неполная передача содержания. Есть нарушения в логике изложения.

Не высказывает оценочных суждений даже после наводящих вопросов учитля. Речь маловыразительная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты

5

Пропуск некоторых деталей фактического и эмоционального содержания произведения.

Есть некоторые нарушения в логике изложения.

Высказывает оценочные суждения после наводящих вопросов учителя.

Речь маловыразительная, бедная. Допускает незначисленное количество речевых недочётов

6

Пропуск некоторых деталей эмоционального содержания произведения (не называет чувства, состояние героя). Дополняет пересказ после наводящих вопросов учителя.

Связная и последовательная передача событий.

Высказывает оценочные суждения после напоминания учителя.

Речь достаточно выразительная. Допускает отдельные речевые недочёты

7

Пропуск некоторых деталей фактического содержания произведения. Сам дополняет пропущенные факты.

Связная и последовательная передача событий.

Высказывает оценочные суждения после напоминания учителя.

Речь достаточно выразительная. Допускает отдельные речевые недочёты

8

Полная и точная, связная и последовательная передача содержания произведения. Пользуется только дословной передачей текста (почти наизусть).

Высказывает личное отношение к поступку, герою (предмету описания) после напоминания учителя.

Речь выразительная, эмоциональная. Допускает единичные речевые недочёты

9

Полная и точная, связная и последовательная передача содержания произведения. Пользуется только дословной передачей текста.

Высказывает личное отношение к поступку, герою, предмету описания.

Речь выразительная, эмоциональная. Допускает единичные речевые недочёты, которые самостоятельно исправляет

10

Учебные достижения соответствуют показателям отметки 9 баллов. Кроме того, учащийся употребляет в пересказе авторские образные слова и выражения. Не пользуется дословной передачей текста, а применяет и другую лексику

Речь эмоциональная, выразительная, легкая. Не допускает речевых недочётов


Оценка пересказа на втором государственном языке (русском в школах с белорусским языком обучения или белорусском в школах с русским языком обучения) осуществляется по нормативам “Ацэнка вынікаў вучэбнай дзейнасці па вучэбных прадметах “Беларуская мова” ў школах з рускай мовай навучання і “Руская мова” ў школах з беларускай мовай навучання. Ацэнка навучальных вусных работ (пераказы, сачыненні)”, п. 2.2

1   2   3   4   5