Главная страница

Русский язык“ в школах с русским языком обучения и


НазваниеРусский язык“ в школах с русским языком обучения и
страница1/5
Дата15.01.2017
Размер0,9 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5




Нормы оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам

на I ступени общего среднего образования

1 Оценка результатов учебной деятельности

по учебным предметам

Русский языкв школах с русским языком обучения

и “Белорусский языкв школах с белорусским языком обучения
Оценка результатов учебной деятельности учащихся по русскому (белорусскому) языку проводится в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Русский язык» («Белорусский язык»). Контролю и оценке подлежат:

уровень усвоения теоретического материала;

уровень сформированности учебно-языковых умений и навыков;

орфографическая и пунктуационная грамотность;

уровень коммуникативно-речевых знаний, умений, навыков учащихся.
Устный опрос
Устный опрос является одним из методов проверки знаний учащихся по русскому (белорусскому) языку. Единицами контроля при устном опросе являются: связное изложение учащимися языковой теории (правило); языковой разбор (фонетический, морфологический, синтаксический, орфографический); развёрнутый ответ на вопросы по изучаемому материалу; комментирование выполнения практических заданий.

Критериями устного ответа являются:

1) знание теоретического материала и умение подтверждать его примерами (собственными или из учебника);

2) умение применять знания теоретического материала при выполнении практических заданий;

3) правильность речи (соблюдение языковых норм – произносительных, грамматических); логичность, последовательность, точность.

Оценка устного ответа





Баллы

Показатели оценки

1

1. Пытается ответить, но правило не формулирует даже фрагментарно; не может привести примеры.

2. Не может выполнить практические задания.

3. Речь несвязная, невыразительная, изобилует многочисленными недочётами

2

1. Воспроизводит учебный материал только с помощью вопросов учителя; не может привести примеры.

2. При выполнении практических заданий не обосновывает свои суждения.

3. Речь непоследовательная, невыразительная, допускаются многочисленные недочёты

3

1. Неполно излагает учебный материал, при формулировке правил, определении понятий допускает многочисленные ошибки, которые исправляет только с помощью учителя; затрудняется в приведении примеров.

2. При выполнении практических заданий не может обосновать свои суждения.

3. Речь не всегда последовательная, маловыразительная, допускаются многочисленные речевые недочёты

4

1. Знает и воспроизводит учебный материал, но при формулировке правил, определении понятий допускает 4 ошибки; затрудняется в приведении примеров.

2. При выполнении практических заданий не обосновывает свои суждения.

3. Речь не всегда последовательная и выразительная, допускаются многочисленные речевые недочёты

5

1. Знает, понимает и воспроизводит учебный материал, но допускает 3 ошибки при формулировке правил, определении понятий; приводит примеры только из учебника.

2. При выполнении практических заданий в основном обосновывает свои суждения.

3. Речь преимущественно последовательная, связная, выразительная, но допускаются речевые недочёты

6

1. Знает, понимает и воспроизводит учебный материал, но допускает 2 ошибки при формулировке правил, определении понятий; приводит примеры преимущественно из учебника.

2. При выполнении практических заданий в основном правильно применяет правило.

3. Речь последовательная, связная, выразительная, но допускаются отдельные речевые недочёты, которые не исправляются при указании на них

7

1. Полно и осознанно воспроизводит учебный материал, но допускает 1 ошибку при формулировке правил, определении понятий; приводит собственные примеры.

2. При выполнении практических заданий правильно обосновывает свои суждения.

3. Речь последовательная, связная, выразительная, но допускаются отдельные речевые недочёты, которые исправляются при указании на них

8

1. Полно и аргументированно воспроизводит учебный материал, но допускает 1‑2 недочёта в изложении правила, определении понятий; приводит собственные примеры.

2. При выполнении практических заданий осознанно применяет правило.

3. Речь последовательная, связная, выразительная, но допускаются единичные речевые недочёты, которые исправляются при указании на них

9

1. Полно, правильно, аргументированно излагает учебный материал, приводит собственные примеры.

2. При выполнении практических заданий осознанно применяет правило.

3. Речь правильная, последовательная, выразительная, но допускаются единичные речевые недочёты, которые самостоятельно исправляются

10

1. Полно, правильно и аргументированно излагает учебный материал, приводит собственные примеры;

2. В применении правил демонстрирует высокую степень осознанности.

3. Речь правильная, последовательная, выразительная



Орфографическая и пунктуационная грамотность
Оценка орфографической и пунктуационной грамотности осуществляется с помощью письменных работ – обучающих и контрольных. При оценивании письменных работ следует различать грубые, негрубые, повторяющиеся, однотипные ошибки.

Грубые ошибки – это:

  • ошибки на изученные орфографические и пунктуационные правила (машина, овечка, лесник, сказка, лестница, читаешь, рожь, побелка, не читал, кататься и др.);

  • ошибки в изученных словарных словах (берёза, класс). Несколько ошибок в одном словарном слове, считаются за одну ошибку (молоко).

Грубые ошибки исправляются, выносятся на поля и обозначаются: ⁄ – орфографическая ошибка, √ – пунктуационная ошибка.

Грубые ошибки на неизученные правила исправляются, но на поля не выносятся и не учитываются.

Негрубые ошибки – это:

  • графические ошибки и описки (замена одной буквы другой – сполб вместо столб; перестановка букв – тертрадь вместо тетрадь; повторение одной и той же буквы в слове – доом вместо дом; повторение одного и того же слога – бежажать вместо бежать; пропуск буквы в слове – мшина вместо машина);

  • ошибки в переносе слова;

  • отражение на письме вместо букв е, ё, ю, я их звукового значения (йаблоня вместо яблоня, пойут вместо поют);

  • постановка одного знака препинания вместо другого в конце предложений; после обращения;

  • пропуск одного знака препинания при выделении обращения в середине предложения;

  • отсутствие красной строки;

  • ошибки (касается только IV класса) на правописание безударных падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, безударных личных окончаний глаголов, изучение которых в 4 классе вынесено на практический уровень. В остальных классах начальной школы ошибки на перечисленные правила исправляются, но не учитываются.

Негрубые ошибки исправляются, выносятся на поля и обозначаются: H – негрубая ошибка. Каждая негрубая ошибка считается за пол-ошибки. Пол-ошибки при нечётном количестве негрубых ошибок округляется в меньшую сторону, т.е. в пользу ученика (3 негрубые ошибки – 1 грубая ошибка).

Повторяющиеся ошибки – это ошибки в одном и том же слове или формах этого же слова (ученик – с учениками – ученики; река – за рекой – в реке; ходить – ходил – ходят). Повторяющиеся ошибки, независимо от их количества, считаются за одну ошибку. Повторяющиеся (грубые и негрубые) ошибки исправляются в каждом допущенном слове, но на поля выносятся только один раз – в первом слове с ошибкой.

Однотипные ошибки – это ошибки в разных словах на одно и тоже правило (земля, землянка, бежать, бегун – на правописание безударных гласных в корне слова; вьюга, крылья – на правописание слов с разделительным ь). Однотипные ошибки на изученные правила, допущенные в разных словах, считаются в каждом слове отдельной ошибкой.

Примечание.

Написание белорусской буквы і вместо русской и (или наоборот) исправляется, но за ошибку не считается.

Отметка за работу, которая написана неаккуратно, небрежно, с большим количеством исправлений, снижается на 1 балл.
Письменные классные и домашние работы
При оценивании письменных классных и домашних работ в количественный показатель ошибок включаются суммарно все орфографические и пунктуационные ошибки.
Оценка письменных классных и домашних работ


Баллы

Количество ошибок

1

более 7 ошибок

2

7 ошибок

3

6 ошибок

4

5 ошибок

5

4 ошибки

6

3 ошибки

7

2 ошибки

8

1 ошибка

9

1 негрубая

10

без ошибок и исправлений


Письменные контрольные работы
Контрольными письменными работами являются: списывание, диктант, диктант с грамматическим заданием, словарный диктант, контрольная работа по теме, тематический разноуровневый тест.

Объёмы и количество всех видов контрольных работ по классам регламентируются Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.

Контрольное списывание применяется в I‑II классах и оценивается не в баллах, а содержательно.

Контрольный диктант – способ проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся. В качестве диктанта используются связные тексты (авторские или специально составленные), близкие по тематике и понятные по лексике учащимся начальных классов. Каждый текст диктанта должен быть насыщен орфограммами и пунктограммами на изученные правила (примерно 50 % от общего количества всех слов диктанта). В диктант включаются простые по структуре предложения, состоящие из 2‑8 слов. Слова с неизученными орфограммами выписываются на доске (допускается не более 3 таких слов).

Контрольный диктант с грамматическим заданием. При выполнении контрольного диктанта с грамматическим заданием объём текста диктанта сокращается на 10 слов.

  1   2   3   4   5