Главная страница

Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт»


НазваниеРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт»
страница1/7
Н.Д. Угриновича
Дата29.01.2017
Размер1,01 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе и ориентирована на преподавание предмета по учебнику Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ, 9 класс» БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.

Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественно научные дисциплины, проектная деятельность в различных предметных областях.

Цели и задачи.

Изучение информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса:

  • ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;

  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;

  • познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;

  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

  • познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;

  • раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;

  • продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке QBasic; обучить навыкам работы с системой программирования.

Рабочая программа «Информатика и ИКТ» для 9 класса на базовом уровне рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).

Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Н.Д. Угриновича.

В авторскую программу и тематическое планирование внесены следующие изменения:

1) В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 68 часов в 9, а не 70 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа в отличие от авторской программы.

2) В связи с отсутствием материальной базы для реализации практикума по записи и обработке видеофильма образовавшийся резерв времени отдан на отработку пользовательского навыка работы с компьютерной презентацией.

Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата.

Контроль знаний и умений учащихся по каждой теме осуществляется в ходе проведения тестирования или зачетной практической работы.
Место предмета в учебном плане школы

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе отводится 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа разработана на 68 учебных часов.

Приоритетными для данного учебного предмета в 9 классе являются следующие общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

  • владение умениями совместной деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса
В результате изучения информатики и ИКТ в 9 классе ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников передачи;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию; пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи данных;

  • создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать в базе данных записи; создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ;

  • проведения компьютерного эксперимента с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной деятельности;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Распределение часов по темам


п/п

Тема

Кол-во часов

1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информацией.

15

2

Кодирование и обработка текстовой информации.

9

3

Кодирование и обработка числовой информации.

10

4

Основы алгоритмизации и объектно — ориентированного программирования.

20

5

Моделирование и формализация

10

6

Информатизация общества

3

7

Повторение

1




Итог:

68

Календарно-тематическое планирование

9А класс


№ урока

Наименование тем

Кол-во часов

Примерная дата проведения

Теоретическая часть

Компьютерный практикум

Кол-во часов

Контр раб.

мальчики




Глава 1 «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» (15ч)

1

1.1.Кодирование графической информации. Техника безопасности




1




09.09




2

1.1.1.Пространственная дискретизация

Работа 1.1. Кодирование графической информации

1




09.09




3

1.1.2.Растровые изображения на экране монитора




1




16.09




4

1.1.3.Палитры цветов в системах цветопередачи RGB,CMYK и HSB




1




16.09




5

1.2.1.Растровая графика




1




23.09




6

1.2.2.Векторная графика




1




23.09




7

1.3.Интерфейс и основные возможности графических редакторов

Работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

1




30.09




8

1.3.1.Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторов




1




30.09




9

1.3.2.Инструменты рисования растровых графических редакторов




1




07.10




10

1.3.3.Работа с объектами в векторных графических редакторов

Работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

1




07.10




11

1.4.Растровая и векторная анимация

Работа 1.4. Анимация

1




14.10




12

1.5.Кодирование и обработка звуковой информации

Работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации

1




14.10




13

1.6.Цифровое фото и видео

Работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу

1




21.10




14

1.6.Цифровое фото и видео

Работа

1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа

1




21.10




15

Контрольный тест по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»




1

1

28.10




Глава 2 «Кодирование и обработка текстовой информации» (9ч)

16

2.1.Кодирование текстовой информации

Работа 2.1. Кодирование текстовой информации

1




28.10




17

2.2, 2.4.Создание, сохранение и печать документов в текстовых редакторах

Работа 2.2. Вставка в документ формул

1




11.11




18

2.3. Ввод и редактирование документа

Работа 2.3. Форматирование символов и абзацев

1




11.11




19

2.5.Форматирование документа. Списки

Работа 2.4.Создание и форматирование списков

1




18.11




20

2.6.Таблицы

Работа 2.5.Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными

1




18.11




21

2.7.Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

Работа 2.6.Перевод текста с помощью компьютерного словаря

1




25.11




22

2.8.Системы оптического распознавания документов

Работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

1




25.11




23

Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»

Практикум

1




02.12




24

Контрольный тест по теме «Кодирование и обработка текстовой информации»




1

1

02.12




Глава 3 «Кодирование и обработка числовой информации» (10ч)

25

3.1.1.Представление числовой информации с помощью систем счисления


Работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

1




09.12




26

3.1.2.Двоичное кодирование чисел в компьютере




1




09.12




27

3.2.1.Основные параметры электронных таблиц

3.2.2.Основные типы и форматы данных

Работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

1




16.12




28

3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

1




16.12




29

3.3. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Работа 3.4. Построение диаграмм различных типов

1




23.12




30

3.4.Базы данных в электронных таблицах




1




23.12




31

3.4.1.Представление базы данных в виде таблицы и формы




1




13.01




32

3.4.2.Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

1




13.01




33

Зачетная практическая работа по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

Практикум

1




20.01




34

Контрольный тест по теме «Кодирование и обработка числовой информации»




1

1

20.01




Глава 4 «Алгоритмизация и основы объективно-ориентированного программирования» (20 ч)

35

4.1. Алгоритм и его формальное исполнение

Работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

1




27.01




36

4.1.1.Свойства алгоритма и его исполнители




1




27.01




37

4.1.2.Блок-схемы алгоритмов




1




03.02




38

4.1.3.Выполнение алгоритмов компьютером

Работа 4.2. Проект «Переменные»

1




03.02




39

4.2.1.Линейный алгоритм




1




10.02




40

4.2.1.Линейный алгоритм

Работа 4.3. Проект «Калькулятор»

1




10.02




41

4.2.2.Алгоритмическая структура «ветвление»




1




17.02




42

4.2.2.Алгоритмическая структура «ветвление»

Работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор»

1




17.02




43

4.2.3. Алгоритмическая структура «выбор»




1




24.02




44

4.2.3. Алгоритмическая структура «выбор»

Работа 4.5. Проект «Дата и время»

1




24.02




45

4.2.4. Алгоритмическая структура «цикл»




1




03.03




46

4.2.4. Алгоритмическая структура «цикл»

Работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов»

1




03.03




47

4.3. Переменные: тип, имя, значение




1




10.03




48

4.4. Арифметические и строковые выражения

Работа 4.7. Проект «Отметка»

1




10.03




49

4.4. Логические выражения




1




17.03




50

4.5.Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Работа 4.8. Проект «Коды символов»

1




17.03




51

4.6.Основы объектно-ориентированного визуального программирования

Работа 4.9. Проект «Слово-перевёртыш»

1




07.04




52

4.6.Основы объектно-ориентированного визуального программирования




1




07.04




53

Зачетная практическая работа по теме «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования»

Практикум

1




14.04




54

Контрольный тест по теме «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования»




1

1

14.04




Глава 5 «Моделирование и формализация» (10 ч)

55

5.2.1.Моделирование как метод познание




1




21.04




56

5.2.2. Материальные и информационные модели




1




21.04




57

5.2.3.Формализация и визуализация моделей




1




28.04




58

5.3.Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере




1




28.04




59

5.4.Построение и исследование физических моделей

*Работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»

1




05.05




60

5.5.Приближённое решение уравнений

Работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»

1




05.05




61

5.6.Экспертные системы распознавания химических веществ

Работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»

1




12.05




62

5.7.Информационные модели управления объектами

Работа 5.4. Проект «Модели систем управления»

1




12.05




63

Контрольный тест по теме «Моделирование и формализация»




1

1

19.05




64

Зачетная практическая работа по теме «Моделирование и формализация»

Практикум

1




19.05




Глава 6 « Информация общества» (3ч)

65

6.1.Информационное общество




1




26.05




66

6.2.Информацинная культура




1




26.05




67

6.3.Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)




1










68

Обобщающий урок












Содержание образовательной программы

в 9-м классе по УМК «Информатика и ИКТ» Н.Д.Угриновича
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса основной школы – 50х50. При выполнении практикумов предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Основу курса составляют следующие разделы:

Обработка графической информации:

-Растровая и векторная графика.

-Интерфейс графических редакторов.

-Рисунки и фотографии.

-Форматы графических файлов.

-Анимация.

Мультимедийные технологии:

-Кодирование и обработка звуковой информации

-Использование простых анимационных графических объектов.

Обработка числовой информации:

-Табличные расчеты и электронные таблицы.

-Типы данных: числа, формулы, текст.

-Абсолютные и относительные ссылки.

-Встроенные функции.

Представление информации:

-Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

-Компьютерное представление текстовой информации.

-Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

-Кодирование звуковой информации.

-Представление числовой информации в различных системах счисления.

-Компьютерное представление числовой информации.

Алгоритмы и исполнители:

-Алгоритм. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов, блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

-Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

-Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

-Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

-Языки программирования и их классификация.

-Основы объектно-ориентированного программирования.

-Основы алгоритмического программирования.

-Правила представления данных.

-Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

-Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Формализация и моделирование:

-Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Информационные технологии в обществе:

-Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

-Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

-Этика и право при создании и использовании информации.

-Информационная безопасность.

-Правовая охрана информационных ресурсов.

-Основные этапы развития средств информационных технологий.
Формы и средства контроля
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения- контрольной работы.

Практические работы, служащие для формирования и контроля уровня сформированности практических умений и навыков, оцениваемые бинарной оценкой «сдано», «не сдано». В журнал выставляется отметка в баллах по количеству сданных практических работ в изучаемой теме. На положительную оценку нужно сдать не менее 50% практических работ в теме.

Практикумы (зачетные практические работы), служащие для контроля уровня сформированности практических умений и навыков по изучаемой теме, оцениваемые балльной оценкой, выставляемой в журнал.
Контрольные тесты, служащие для проверки теоретических знаний по изучаемой теме, оцениваемые бальной оценкой, выставляемой в журнал.

В рабочей программе запланировано:

  • Практических работ – 32

  • Практикумов (зачетных практических работ) – 4

  • Тестов – 6.



  1   2   3   4   5   6   7