Главная страница

Путешествие в мир природы


Скачать 62,46 Kb.
НазваниеПутешествие в мир природы
Дата25.01.2017
Размер62,46 Kb.
ТипВикторина

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРИРОДЫ
Цели:

-систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края; --совершенствовать умение устанавливать взаимосвязи, существующте в природе;

-помочь осознать необходимость поддержания и сохранения человеком природных взаимосвязей,

- развивать логическое мышление, память, устную речь;

-воспитывать бережное отношение к животным, растениям, природе.

Оборудование :

карточки с заданиями, иллюстрации животных и растений природных сообществ .

Ход урока
Посмотри, мой юный

друг,

Что находится вокруг:

Небо светло – голубое,

Солнце светит

золотое,

ветер листьями

играет,

Тучка в небе

проплывает.

Викторина “Знаешь ли ты свой край?”

  1. Дети работают в группе по созданию одного из сообществ (леса, луга, водоема, болота, поля). Они получают конверты с иллюстрациями растений и животных определенных природных сообществ,наклеивают их на листы бумаги, определяют вид сообщества. Модель природного сообщества демонстрируется.

  2. Подбор загадок о растениях и животных моделируемого сообщества, например:

Стоит стеной,

Шумит волной.

Волна золотая –

Не видно края.

(Пшеница.)

Мох не мох –

в лесу перинка.

На перинке –

не малинка:

И пригожа, и красна,

Разрумянилась со сна.

(Клюква.)

Первым вылез

из землицы

на проталинке.

Он мороза не боится,

хоть и маленький.

(Подснежник.)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

(Рыба.)
Прыгает пружинка –

Зеленая спинка.

С травы на былинку,

С былинки на тропинку.

(Кузнечик.)

Били меня, били,

Били, колотили;

И в росе мочили,

И в тепле сушили,

И на клочья рвали,

А потом чесали,

А потом крутили,

Да еще мотали,

А потом белили,

Да еще качали,

Напоследок сшили,

Стол мной застелили.

(Лен.)

Сам с ноготок,

Нос длинный,

Колкий,

Куда острей

Любой иголки.

Пока летел ко мне –

Пищал,

На шею сел –

И замолчал.

Тут по нему

Ударил я.

Убил…

А кровь течет моя.

(Комар.)

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Но с новой весной

Я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю,

Как птичка, летаю.

(Бабочка.)

Не кузнец,

а с клещами,

С длинными усами.

Когда он черен –

Куслив и задорен.

А лишь покраснеет,

Так присмиреет.

(Рак.)

Весь в пыли, хоть сил

немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид.

(Подорожник.)

По земле ползет,

К себе не подпускает.

(Змея.)

В воде родится,

А воды боится.

(Стрекоза.)

Летом в шубе,

А зимой голый.

(Деревья.)

В земле живет,

Под землей ползет,

За собой ходы оставляет,

Землю разрыхляет.

(Червяк.)

  1. Моделирование детьми 2 – 3 цепей питания сообщества, картинку которого они создавали. Чтение учеником стихотворения:

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких.

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом.

Игра «Кто где живет?»

Ребята получают карточки с описанием признаков растения или животного для определения, где оно растет или обитает, и рисунки – для установления особенностей приспособления животных или растений к условиям жизни. В течение двух минут дети готовят сообщение, потом озвучивают их.

Разбор экологических ситуаций

  1. Гуляя с родителями в лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.

- Давай посмотрим, что внутри этого домика, - предложил Алеша.

- Давай, - с интересом ответила Света.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:

- Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…

Что сказали бы муравьи?

  1. На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. Теперь у нее появился новый друг – щенок по кличке Верный. Катя первое время подолгу играла с ним, кормила, выгуливала. А потом у нее появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала теперь очень редко, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице».

Что сказал бы щенок?
Физкультминутка.

Ученики читают стихи, выполняют различные движения.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется –

Бабочка кружит и вьется.
Игра «Доктор»

Учитель описывает состояние «больного» природного общества, учащиеся предлагают «лечение» - меры по его охране.

Небольшой лесок около завода по выпуску химических изделий «заболел»: у елок пожелтели и осыпались иголки, листья березы и осины почернели, не стало слышно пения птиц. (Необходимо построить на заводе водо- и воздухоочистительные сооружения.)

От затянутого тиной городского водоема исходил неприятный запах. У берега в мутной зеленой воде можно было увидеть мертвых маленьких рыбешек. (Водоем нуждается в очистке.)

Тест по теме «Растительный и животный мир Беларуси»

  1. Какой вред наносит водоемам сбрасывание в них неочищенных вод? Обозначь значком «+» правильные ответы.

а) Никакого.

б) Гибнут рыбы и другие животные.

в) Гибнут растения.

г) Вода становится непригодной к использованию человеком.

2. Если ты согласен с утверждением, поставь знак «+», если нет, поставь знак «-».

Растения располагаются в лесу ярусами, потому что:

а) у больших растений более мощная корневая система;

б) старые деревья выше, чем молодые;

в) одним деревьям нужно больше света, а другим меньше.

3. Запиши название изображенного на карточке животного. _____________________

Подчеркни слово, обозначающее природное сообщество, в котором обитает это животное: лес, луг, поле, болото.

Запиши, какие приспособления к условиям жизни имеет это животное. ____________

4. Запиши ответы на вопросы.

Какие культурные растения выращивают на полях Республики Беларусь? ______________________________________________________________________

Какие заповедники и национальные парки есть в нашей стране?_________________________________________________________________

Слова для справок: Беловежская пуща, заповедник Аскания – Нова, Припятский национальный парк, пшеница, гречиха, хлопок, рожь, арбузы, свекла, лен, Березинский заповедник, Баргузинский заповедник, ячмень.

  1. Узнай животное по описанию способов его защиты от врагов. Впиши его название.

Какое животное от врагов (ящериц, птиц, хищных насекомых) спасает зеленый цвет, благодаря которому в траве он становится невидимым? ___________________(Кузнечик)

Какое животное, если враг схватит его за хвост, легко отбрасывает кончик хвоста и убегает?_______________________________(Ящерица)

Какое животное от врагов спасают длинные ноги и хороший слух, а зимой – окраска меха – она становится белой? ___________________________________(Заяц)

Поэтическая пауза

Учащиеся читают наизусть стихи:

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою земля

И небо чистым быть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек –

Всю Землю

можешь только ты,

Разумный человек!

  1. Подведение итогов.

Победители награждаются медальонами «Юный эколог».