Главная страница

Программа по биологии для средней (10 11 кл.) общеобразовательной школы. Москва, «Дрофа» 2002 г., стр. 171. Автор В. В. Пасечник


Скачать 304,52 Kb.
НазваниеПрограмма по биологии для средней (10 11 кл.) общеобразовательной школы. Москва, «Дрофа» 2002 г., стр. 171. Автор В. В. Пасечник
Дата11.02.2017
Размер304,52 Kb.
ТипПрограмма




Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год

Ф.И.О. учителя: Гриб лариса Вячеславовна, учитель биологии высшей квалификационной категории.

Предмет: общая биология.

Классы: 10 «а», 11 «А».

Программа: Программа по биологии для средней (10 - 11 кл.) общеобразовательной школы. Москва, «Дрофа» 2002 г., стр. 171. Автор В.В. Пасечник.

Учебник: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2005 .

Методический комплекс:

1. Рабочая тетрадь. Общая биология 10-11 классы. Издательство «Дрофа» 2007 г.

2. Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Дрофа. 2005 .
Пояснительная записка.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2002 году (стр. 171). При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т.А.Козловой по использованию учебника А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10 – 11 классы», допущенное Министерством образования Р.Ф. и опубликованные издательством «Дрофа» в 2005 году.

В базовую программу были внесены следующие изменения:

  1. Темы «Основы генетики» и «Генетика человека» объединены в одну тему, так как вторая непосредственно связана с первой и является её логическим продолжением.

  2. В 11 классе изучение материала начинается с темы «Основы экологии», т.к. городские предметные олимпиады, в том числе и олимпиада по экологии, проходят в начале второй четверти.

  3. Тема «Основы селекции и биотехнологии» предваряет тему «Основы эволюции», так как эта логическая последовательность учебного материала улучшает его усвоение.

  4. Изучения материала о происхождении жизни в теме «Происхождение и развитие жизни на Земле» перенесено из темы «Эволюция биосферы и человек» в тему «Эволюционное учение», в связи с тем, что это более логично.

  5. Для проведения контрольных работ используются по 2 часа из резервного времени.


Распределение учебного материала по темам и часам:

№ темы

Название темы

Количество часов



Введение

2



Учение о клетке

13



Размножение и индивидуальное развитие организма

5



Основы генетики

12



Основы экологии и учения о биосфере

10



Основы селекции и биотехнологии

5



Теория эволюции

13



Антропогенез

4



Резерв (2 часа в 10 классе и 2 часа в 11 классе)

4




Итог

68




- 10 класс - 11 класс
Тематический план

(68 часов, 1 час в неделю)

10 класс (34 часа в год)




Тема урока


тип урока

Содержание урока


планируемый результат

ТСО

контроль


Тема: Введение (2часа).


1


Введение в предмет (2 часа).


и.н.м.


Предмет и задачи об­щей биологии, уровни организации живой ма­терии, связь биологии с другими науками.


Учащиеся должны знать, что изучает общая биология и уметь охарактеризовать уровни ор­ганизации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный.






2


Основные свойства живого. Многообра­зие живого мира (2 часа).


комб.


Биология. Жизнь. Основ­ные свойства живых организмов. Многообра­зие живого мира.


Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследст­венность и изменчивость, рост и развитие, раз­дражимость и уметь привести примеры пред­ставителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.



«Жизнь» 30 мин., К 4 – 14.


фрон­тальный устный опрос


Тема: Учение о клетке (13 часов).


1(3)


Химический состав живого вещества. Неорганические ве­щества клетки.


и.з.м.


Элементарный состав живого вещества. Строение и биологиче­ское значение воды и минеральных солей.


Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлемен­тов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.


«Вода», К91-8.


письмен­ный оп­рос


2(4)


Органические веще­ства клетки. Углево-

ды, липиды.


комб.



Строение и биологиче­ское значение углеводов, липидов и витами­нов.


Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других ли­пидов, витаминов.





устный

фрон­тальный опрос


3(5)


Строение и функции белков в кленке. Ферменты.


комб.


Биополимеры, полипеп-тиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых мо­лекул; биологические катализаторы - фермен­ты.


Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков осо­бенностями строения их молекул.





прове­рочная беседа



4(6)


Нуклеиновые кисло­ты и АТФ.


комб.


ДНК, РНК, АТФ, генети­ческий код.


Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК и АТФ, их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематиче­ски изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.


«ДНК – регулятор жизни» 14 мин, К 39 – 5.



устный фрон-тальный опрос


5(7)


Химическая органи­зация клетки.


семи­нар


Повторение и обобще­ние знаний о химиче­ской организации клет­ки


Учащиеся должны уметь объяснить биологиче­ское значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свой­ствами их молекул.





устный и письмен­ный оп­рос


6(8)


Клеточная теория. Особенности строе­ния клеток бактерий, грибов, растений и животных.


и.н.м.


Основные положения клеточной теории, осо­бенности строения кле­ток прокариотов и эу-кариотов.


Учащиеся должны знать основные положения клеточной теории и основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материаль­ное единство органического мира.



«Бактерии» 1час, К 77 – 4.


поиско­вая бесе­да


7, 8

(9, 10)

Строение и функции эукариотической клетки (2 часа). Л,р. «Строение клеток растений и животных»


комб.


Строение и функции оболочки, цитоплазмати-ческой мембраны, цито­плазмы и её органои­дов.


Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов клетки, клеточных включений.


«Строение клетки» 13 мин., К 50 – 7.


устный фрон­тальный опрос


9

(11)


Особенности строе­ния прокариотической клетки. Вирусы.


и.н.м.


Строение бактериальной клетки, спорообразова-ние, размножение и значение бактерий. Ви­русы и бактериофаги.

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека.


«Вирусы» 1 час, К 36.


письмен­ный оп­рос


10

(12)

Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический об­мен в клетке.


и.н.м.


Метаболизм,анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.


Учащиеся должны усвоить сущность и значе­ние обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение ми­тохондрий в процессах клеточного дыхания.



«Дыхание», К52-9.


поиско­вая бесе­да


11

(13)

Пластический обмен. Биосинтез белка.


комб.


Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.


Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь по­строить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.


«Питание», К52-8.



устный фрон­тальный опрос


12

(14)

Типы питания орга­низмов. Фотосинтез.


комб.


Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, хемосинтез.


Учащиеся должны знать типы питания орга­низмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различ­ными типами питания.


«Солнце – источник энергии и жизни на Земле», К50-5.


письмен­ный оп­рос


13

(15)

Строение и функции клеток, клеточный метаболизм.


семи­нар


Повторение и обобще­ние знаний о строении и функциях клеток ор­ганизмов различных царств.


Учащиеся должны уметь объяснить особенно­сти строения клеток особенностями их функ­ционирования.





устный и письмен­ный кон­троль.


16. Контрольная работа (зачет) за первое полугодие.

Тема: Размножение и индивидуальное развитие организма (5 часов).


1

(17)


Бесполое размноже­ние организмов. Ми­тоз.


и.н.м.


Формы бесполого раз­множения: митоз, споро-образование, почкование и вегетативное размно­жение. Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.


Учащиеся должны знать особенности и биоло­гическое значение бесполого размножения и его форм; значение деления клетки и особен­ности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечи­вающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.




поиско­вая бесе­да


2

(18)


Половое размноже­ние организмов. Мейоз.


и.н.м.


Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге­нез, биологическое значение полового про­цесса.


Учащиеся должны знать особенности и биоло­гическое значение полового размножения, ос­новные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.


«Половое размножение» 30 мин., К25 – 3.


устный фрон­тальный опрос.


3

(19)


Онтогенез.


комб.


Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас­тений, развитие без оп­лодотворения, эмбриоге­нез и постэмбриональ­ное развитие.


Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых рас­тений, закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека.


«Метаморфоз» 12 мин., К 12.



устный фрон­тальный опрос.


4

(20)

Влияние факторов среды на развитие зародыша.

комб.

Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.

Учащиеся должны знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

«Начало отсчета», К 67- 5.





5

(21)


Размножение и онто­генез организмов.


семи­нар


Повторение и обобще­ние знаний о формах размножения и развития организмов


Учащиеся должны уметь делать вывод о ма­териальном единстве живой природы и её по­знаваемости, уметь устанавливать родство ор­ганизмов и делать вывод об их родстве.





устный и письмен­ный оп­рос




Тема: Основы генетики (12 часов).


1

(22)


Введение в генетику.


и.н.м.


Основные термины и понятия генетики.


Учащиеся должны знать основные понятия, за­дачи и методы генетики.


«Грегор Мендель», К49-6.




2

(23)


Моногибридное скрещивание.


и.н.м.


Гибридологический ме­тод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.


Учащиеся должны знать генетическую терми­нологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.





Письмен­ный оп­рос.


3 (24)


Решение задач. П.р. по решению за­дач основных типов.


семи­нар


Решение задач на моногибридное наследование.


Учащиеся должны уметь решать основные ти­пы генетических задач.





Письмен­ный и устный опрос.


4

(25)

Дигибридное скре­щивание.


и.н.м.


Дигибридное скрещива­ние, третий закон Мен­деля.


Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и со­ставлять решетку Пеннета.





устный фронтальный опрос.


5 (26)


Решение задач. П.р. по решению за­дач основных типов.


семи­нар


Решение задач на дигибридное наследование.


Учащиеся должны уметь решать основные ти­пы генетических задач.





Письмен­ный и устный опрос.


6

(27)


Сцепленное наследо­вание.


и.н.м.


Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.


Учащиеся должны знать закон Моргана и по­нимать основные положения хромосомной тео­рии, знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании.





Устный фрон­тальный опрос.


7

(28)


Решение задач. П.р. по решению за­дач основных типов.


семи­нар


Решение задач на сцепленное с полом наследование.


Учащиеся должны уметь решать основные ти­пы генетических задач.





Письмен­ный и устный опрос.


8

(29)


Генотип - целостная система.


комб.


Взаимодействие генов, множественное действие генов, цитоплазматическая наследственность.


Учащиеся должны знать о целостности гено­типа, о причинах цитоплазматической наслед­ственности, основные положения хромосомной теории наследственности.





Поиско­вая бесе­да.


9

(30)

Генетика человека.

комб.

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

«Наследственные болезни», К29-4.

«Близнецы», К74-19.





10

(31)


Наследственная из­менчивость. Мутации.


и.н.м.


Наследственная измен­чивость: комбинативная, мутационная и соотно­сительная, мутагены, му­тации и мутагенез, за­кон гомологических ря­дов Вавилова.


Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формули­ровку закона гомологических рядов.


«Трансгенные организмы», К83-8.


Устный фрон­тальный опрос.


11

(32)


Модификационная изменчивость. Л.р. Построение ва­риационной кривой.

2


комб.


Модификационная из­менчивость, норма реак­ции, вариационный ряд и вариационная кривая.


Учащиеся должны знать причины и сущность модификационных изменений, статистические закономерности модификационной изменчиво­сти, уметь строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.


«Изменчивость и эволюция», К29-7.



письмен­ный оп­рос


12

(33)


Наследственность и изменчивость.


семи­нар


Повторение и обобще­ние материала о на­следственности и из­менчивости организмов


Учащиеся должны знать закономерности на­следственности и изменчивости организмов. Учащиеся должны уметь доказывать матери­альное единство природы, её познаваемость.


тематиче­ский тест


устный и письмен­ный оп­рос


13 (34) Контрольная работа за год.



11 класс (34 часа в год)




Тема урока


тип урока


Содержание урока


Использование ТСО

педагогический

мониторинг

Тема: « Основы экологии и учения о биосфере» (10 часов).

1

(35)

Что изучает экология.

Среда организма и её факторы.

изучение нового материала

Предмет и методы экологии, её задачи, отрасли и значение. Среда обитания, биотические факторы, абиотические и антропогенные факторы, оптимальный и лимитирующий фактор, закон минимума, толерентность.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 69.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 70, 71.

«Жизнь на холоде», К51-7.

«Искусство приспособления»

К6


поисковая беседа

2

(36)

Местообитания и экологические ниши, основные типы экологических взаимоотношений.

комбинированный

Местообитания, экологическая ниша, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.


«Уроки общей биологии 10-11 кл.» урок 72.

«Пищевые взаимоотношения в море», К51-6.

устный фронтальный опрос

3

(37)

Экологические сообщества. Структура сообщества.

комбинированный

Биоценоз и экосистема, искусственные и естественные сообщества.


«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 73.

«Леса», К57-3.

тест те­кущего контроля


4

(38)

Взаимосвязи организмов в сообществах.

изучение нового материала

Автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты,


«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 74.


фронтальный опрос


5

(39)

Пищевые цепи. Правило экологической пирамиды.

изучение нового материала

Пищевые цепи и сети, экологические пирамиды,

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 74.

«Пирамида жизни», К57-6.

тест те­кущего контроля


6

(40)

Экологическая сукцессия

Агроценозы.

изучение нового материала

Сукцессия, типы сукцессий и их причины.

Искусственные сообщества, их отличия от естественных, аквариум как модель экосистемы.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 75, 76.


фронтальный опрос

7

(41)

Биосфера и биомасса.

Функции живого вещества в биосфере.

изучение нового материала

Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 77, 78.

«Планета Земля» К35-11.




8

(42)

Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.

комбинированный

Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 79.


терминологический диктант, устный фронтальный опрос

9

(43)

Эволюция биосферы.

Охрана окружающей среды. Основы рационального природопользования.

комбинированный

Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 80.

«Спасение кашалота, гориллы, выдры», К83-9.

«Загрязнение окружающей среды», К39-8.

«Война за воду», К87-1.

устный фронтальный опрос

10

(44)

Повторение и обобщение материала об экологии и биосфере.

семинар

Учащиеся должны знать экологические закономерности природы, её познаваемость и изменяемость.


«Уроки биологии 10-11 классы» - тест по теме.


устный фронтальный опрос и тематический тест

11

(45)

Контрольная работа за 1 полугодие

контрольный

Проверка усвоения материала об экологии и биосфере.

контрольная работа с диска «Общая биология 10-11 класс»

контрольный тест

Тема: Селекция (5 часов).

1

(46)

Предмет и методы селекции


и.н.м.


Предмет и задачи селекции, методы селекции

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы» урок 37.

«Генная инженерия», К57-8.


поисковая беседа

2

(47)

Селекция растений

и.н.м.

Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве.

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы» урок 38.


компьютерные тесты

фронтальный опрос


3

(48)

Селекция животных.


и.н.м.


Формирование знаний о селекции животных, методы и приёмы, успехи современной селекции в животноводстве.

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы» уроки 39.

«Ода лошади», К65-2.


устный фронтальный опрос

4 (49)

Селекция микроорганизмов.

Биотехнология.

н.н.м.

Формирование знаний о селекции микроорганизмов, успехи современной биотехнологии.

«Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы» урок 40.





5

(50)

Повторение и обобщение материала о селекции.

семинар

Учащиеся должны знать основные понятия селекции, методы и приёмы селекции различных групп организмов.


«Уроки биологии 10-11 классы» - тест по теме.


устный фронтальный опрос и тематический тест

Тема: «Учение об эволюции органического мира» (13 часов)

1

(51)

Развитие представлений об эволюции живой природы.

с. 186-190

изучение нового материала

Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бера.


«Уроки биологии 10-11 классы» урок 41.

«Теория эволюции», К50-2.


тематический контрольный тест по предыдущей теме

2

(52)

Ч.Дарвин и основные положения его теории.

с. 190-195

комбинированный

История создания и основные положения теории Ч.Дарвина


«Уроки биологии 10-11 классы» урок 42.

«Путешествие Дарвина и его теория», К39-9.

устный фронтальный опрос

3

(53)

Вид и его критерии.

с. 195-198

Популяции.

с. 195-205

комбинированный

Определение понятия «вид», его критерии.

Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 45, 46.

«Вид и видообразование», К34-5.

тест те­кущего контроля


4

(54)

Борьба за существование и её формы.

комбинированный

Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 47.


устный фронтальный опрос

5

(55)

Естественный отбор и его формы.

комбинированный

Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 50.


текущий тестовый контроль

6

(56)

Приспособленность и её относительность.

л.р. «Выявление приспособленности у организмов»

комбинированный

Приспособленность, защитная окраска и защитное поведение, другие формы приспособленности.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 51, 52.

«Окраска животных и её эволюционное значение», К39-4.

устный фронтальный оптос

7

(57)

Изоляция и видообразование.

комбинированный

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы, стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование


«Уроки биологии 10-11 классы» урок 53, 54.


текущий тестовый контроль

8

(58)

Макроэволюция и её доказательства.

комбинированный

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 54.

«Эволюция лошади», К74-6.

фронтальный опрос

9

(59)

Главные направления эволюции органического мира. л.р. «Выявление идиоадаптаций у организмов»

комбинированный

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 55, 56, 57.


тест текущего контроля

10

(60)

Происхождение и начальные этапы эволюции жизни на Земле.

изучение нового материала

Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Начальные этапы эволюции жизни.

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 58, 59, 60.

«Эволюция и развитие жизни на Земле», К4-3.

поисковая беседа

11

(61)

Развитие жизни по эрам и периодам.

изучение нового материала

Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.

«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 61 – 64.

«Бактерии завоевывают мир»

фронтальный опрос

12

(62)

Развитие жизни по эрам и периодам (продолжение).

изучение нового материала

Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры.

К49-3. «Выход на сушу позвоночных», К29-8.

тест.

13

(63)

Синтетическая теория эволюции.


семинар

Повторение и обобще­ние знаний о теории эволюции.


«Уроки биологии 10-11 классы» - тест по теме.


устный опрос

тематический тест

Антропогенез (4 часа).

1

(64)


Антропогенез. Положение человека в системе животного мира.

комбинированный

Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека

«Уроки биологии 10-11 классы» урок 65. «Эволюция приматов и происхождение человека», К34-5.

поисковая беседа

2

(65)

Основные стадии антропогенеза и его движущие силы.

комбинированный

Парапитеки, дриопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, биологические и социальные движущие силы антропогенеза.


«Уроки биологии 10-11 классы» уроки 66, 67.

«Эволюция человека», К49-2, К50-3.

устный фронтальный опрос

3

(66)

Расы человека.

И.Н.М.

Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма.

«Тайна происхождения человека», К52-1.


тематический тест


4

(67)

Повторение и обобщение материала о происхождении человека, человеческие расы.

семинар

Учащиеся должны уметь объяснить особенно­сти антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений.

«Уроки биологии 10-11 классы» - тест по теме.

«Тайна происхождения человека», К52-1.

устный опрос

тематический тест

68


Контрольная работа за год.

контрольная работа с диска «Общая биология 10-11 класс»

контрольный тест