Главная страница

Примерная структура педагогической (воспитательной) программы учреждения отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи (разработана Коваль Светланой Анатольевной научным сотрудником фгау «Федеральный институт развития образования»


Скачать 49,43 Kb.
НазваниеПримерная структура педагогической (воспитательной) программы учреждения отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи (разработана Коваль Светланой Анатольевной научным сотрудником фгау «Федеральный институт развития образования»
Дата02.04.2017
Размер49,43 Kb.
ТипПрограмма

Приложение

к письму Министерства образования

Республики Башкортостан

№14-07/121 от 23.04.2012г.
Примерная структура педагогической (воспитательной) программы

учреждения отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи

(разработана Коваль Светланой Анатольевной - научным сотрудником ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г.Москва)
Педагогическая программа - один из основных документов учреждения, в котором должны быть отражены содержание и система работы на определенный период; результат процесса программирования (под программированием нужно понимать четкое определение цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения; модель будущей деятельности детского лагеря, которая должна давать ответы на вопросы:

1) актуальное состояние данного учреждения сегодня (педагогический, материально-технические, методические аспекты)?

2) какой хотелось бы видеть деятельность лагеря?

3) что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому?

Педагогическая программа должна показать, как с учетом конкретных условий учреждения создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей.

Программа помогает всем участникам осознать цель их совместных действий, спланировать ожидания и возможные риски и скоординировать совместную деятельность всех служб лагеря для достижения поставленной цели.

Педагогическая программа может быть:

по продолжительности: краткосрочная, долгосрочная;

по направленности: комплексная, профильная;

авторская, адаптированная.
Требования к педагогической программе:

- актуальность - это свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных задач в сложившихся условиях для учреждения отдыха и оздоровления (учет требований времени, региона, интересов родителей, детей и т.п.);

- целостность - это требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности;

- прогностичность - это свойство программы работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, что есть сегодня (популярно, востребовано), но и предполагаемые (прогнозируемые) изменения, новые требования к деятельности лагеря;

- реальность - требование к программе быть выполнимой, оптимальной для ресурсов и творческого, педагогического потенциала конкретного учреждения отдыха и оздоровления детей;

- оригинальность - качество программы должно отражать специфику учреждения отдыха и оздоровления, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных задач.
Структура педагогической программы:

1.Введение (пояснительная записка, преамбула, обоснование и т.п.). В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально - педагогические условия, в которых работает учреждение. Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.п.). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы (хотя они могут войти и в отдельный блок), объясняется название программы. Описывается предыдущий опыт в этой области (если он имеется) и государственные приоритеты.

2.Целевой блок (цели и задачи).

Цель - образ предполагаемого результата, который реально можно достичь к четко определенному моменту времени.

Задача - это частная цель, «это путь, при помощи которого вы можете отмерить процесс реализации цели».

Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым. Каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы:

было ясно, что конкретно за данный период следует добиться в деятельности лагеря;

для ее решения имелись реальные возможности;

ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.

Программа может иметь одну - две цели и несколько конкретизирующих их задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы задачи согласовывались с целью программы.

3.Содержание (блоки программы, основные направления и т.п.). Этот раздел содержит описание форм и методов, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части (блоки, модули, подпрограммы, направления и т.д.), представляющие относительно самостоятельные разделы. В этой части программы указываются планируемые мероприятия и дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует лишней детализации. Предположим, запланирован турпоход, его точные сроки проведения, маршрут, состав участников в Программе могут и не указываться. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который, по сравнению с программой, носит более конкретный и детализированный характер.

4.Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы и т.д.). Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы (что необходимо делать, в каком порядке, в какие сроки и т.п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним.

Внешний - когда для реализации программы необходимо участие «внешних сил».

Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил, внутренних резервов.

Здесь же прописывается привлечение и использование различных ресурсов

(Ресурсное обеспечение):

1) организационные,

2) информационные,

3) финансовые,

4) материально-технические,

5) кадровые,

6) методические,

7) мотивационные.
5. Ожидаемые результаты (итоги). В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги выполнения Программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главным результатом деятельности является развитие ребенка. Показатели его развития (укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, т.е. новый положительный жизненный опыт) - и должны стать результатами деятельности.
6. Приложение. В эту часть программы выносятся все подробные расписания (например, объединений дополнительного образования), содержание методик и тренингов, сценарии мероприятий и т.д.
Сама педагогическая программа учреждения отдыха и оздоровления детей должна включать в себя не более 20-25 страниц.

Структура педагогической (воспитательной программы) учреждения отдыха и оздоровления детей может варьироваться в зависимости от конкретных требований региона или учредителя.

Эти требования должны быть закреплены нормативным документом, например на федеральном или региональным уровнях, в виде методических рекомендаций или Положении о конкурсе программ.