Главная страница

Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи


НазваниеПрактикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи
страница2/3
Дата08.02.2017
Размер0,81 Mb.
ТипПрактикум
1   2   3

2.1. Организационно-деятельностная игра «Город коррупции»1

Цели и задачи:


способствовать формированию антикоррупционного мировоззрения граждан, привлечь внимание к проблеме коррупции; познакомить с формами коррупции; выявить наиболее коррумпированные учреждения, сферы; выявить наиболее эффективные методы борьбы с различными формами коррупции.

Участники: ведущий, 3–5 команд по 5–7 человек.

Возраст: учащиеся старших классов, студенты, слушатели курсов системы ПК и др.

Реквизит: самоклеющаяся бумага, листы, ручки, карточки с формами коррупции, карточки с коррупционными ситуациями, таблички: правоохранительные органы, высшие учебные заведения, система среднего образования, церковь, система здравоохранения, учреждения культуры, спорта и отдыха, система судопроизводства, государственный аппарат и др.

Время проведения: 1 час.

Ход игры.


1-й этап. Все участники образуют команды по 4–7 человек. В командах организуется обсуждение по вопросу формирования ГОРОДА: участникам игры необходимо определить, какие организации и учреждения могут быть в данном ГОРОДЕ.

2-й этап. Организуется общее обсуждение «строительства» ГОРОДА. Команды по очереди предлагают различные социальные институты, учреждения и организации. Ведущий после того, как учреждения какой-либо городской сферы озвучены, прикрепляет на доску таблицу с названием. Таким образом, в течение 5–7 минут «строится» ГОРОД.

3-й этап. Микрогруппы получают по три одинаковых набора карточек с видами коррупции. Если у аудитории есть затруднения в интерпретации видов, то ведущий комментирует, приводит примеры. Далее в течение 10 минут группы распределяют карточки по сферам жизни ГОРОДА и прикрепляют их к таблицам. Три набора карточек необходимо для предоставления более широких возможностей при их распределении.

4-й этап. Общее обсуждение. Ведущий обращает внимание на те сферы городской жизни, которые, по мнению участников, в большей силе подвержены коррупции. Обсуждаются следующие вопросы:

  • С чем связано такое распределение карточек?

  • Остались ли организации и учреждения, в которых, по мнению участников, нет коррумпированной среды? Почему?

  • Какие формы коррупции преобладают в конкретной сфере (правоохранительные органы, образование, ЖКХ и др.)?

5-й этап. На заключительном этапе игры каждый участник получает три кружочка из самоклеющейся бумаги яркого цвета. Их необходимо приклеить на те социальные институты, в которых, по мнению участников, в большей степени ведется борьба с коррупцией.

Данная игровая форма позволяет наглядно продемонстрировать общественное мнение о том, в каких учреждениях, сферах коррупция получила наибольшее распространение, а также в каких из них борьба с этим негативным социальным явлением наиболее результативна.

2.2. Ролевая игра «Приемная комиссия»2

Цель игры – знакомство с требованиями приема в различные учебные заведения; формирование навыков антикоррупционного поведения.

Условия проведения игры.

Игра рассчитана на учащихся 9–11-х классов. Для игры необходимо иметь конкретную справочную литературу («Справочник для поступающих в вузы, ссузы, ПУ и ПЛ»), условия поступления в вуз, гимназию, лицей, НОУ; адрес сайта ОУ и т.п.

Время проведения: 2 часа.

Ход игры.


1-х этап. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией.

Инструкция: «Все вы скоро будете поступать в училища, техникумы, вузы или гимназии и лицеи, НОУ (частные школы или вуз). Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять вас или не зачислять, а также предложит вам условия зачисления. В нашей игре будет приемная комиссия и поступающие. Посмотрим, многим ли удастся поступить? На каких условиях? Эксперты вместе с ведущим будут наблюдать за диалогом и действиями собеседников».

2-х этап. Выбираются приемные комиссии из 3–4 человек (в зависимости от количества учащихся и предполагаемых образовательных учреждений), группа экспертов (2–3 чел.). Организуется несколько групп (по 3–7 чел.), «поступающих» в определенное ОУ. Ведущий может в обязательном порядке предложить группе любое учреждение для «поступления».

3-х этап. Подготовка к игре.

Ведущий предлагает учащимся заполнить примерную анкету, подумать, чем они могут понравиться приемной комиссии и поступить в данное заведение.

Члены приемной комиссии знакомятся с учебным заведением (выходят на сайты, читают условия зачисления, рекламные проспекты, заранее подготовленные ведущим и т.п.) и вырабатывают главные критерии отбора, например:

  • знание будущей профессии;

  • желание учиться в данном учебном заведении;

  • способности к обучению;

  • поведение, воспитанность;

  • результаты ЕГЭ;

  • материальный достаток абитуриентов и др.

Время на подготовку может занять от 10 до 15 минут.
4-х этап. Учащиеся (от группы) по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 10 минут, в зависимости от числа играющих.

Члены приемной комиссии заинтересованы не только в соблюдении правил приема, способных учениках и абитуриентах, но и в осуществлении набора на платное отделение, на платные подготовительные курсы. Абитуриенты, ученики заинтересованы поступить на приемлемых условиях, с соблюдением закона и правил приема.

5-х этап. Обсуждение игры.

Экспертами оцениваются правильность действия членов приемной комиссии и поведение поступающих, например: в какой степени абитуриент, ученик (или его родитель) овладел информацией или пытался получить достоверные сведения об условиях зачисления и обучения; насколько условия, на которые согласился претендент, законны, соответствуют правилам приема и т.д.

В итоге ведущий должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступлении в данное учебное заведение, кто из членов комиссии или претендентов действовал незаконно.

Диагностические возможности игры.


Систематизируются знания об условиях поступления, обучения, возможностях получения достойной работы после окончания того или иного учебного заведения, отрабатываются навыки поиска достоверной информации. Выявляется отношение к различным формам коррупции.

Типичные трудности.

Учащимся гораздо интереснее попробовать «поступить» в престижный вуз, гимназию, НОУ, чем в профессиональное училище. Желательно дать школьникам возможность попробовать свои силы на разных учебных заведениях, но при этом ведущий должен следить за строгостью отбора в престижное учебное заведение, а также показать «подводные камни» при поступлении в те или иные заведения и как их можно преодолеть.
2.3. Воспитательная беседа «Боремся с коррупцией»3
Этап 1 «Приглашение к разговору» направлен на обеспечение мотивации и включение в разговор. Для этого объявляется тема беседы, осуществляется настрой на беседу, определяется цель, излагается план проведения беседы. При необходимости излагаются правила поведения. Беседа невозможна, если ваши собеседники не готовы слушать и разговаривать. Вызвать человека на разговор порой получается за один миг, а иногда приходится прилагать массу усилий («Я с кем разговариваю?», «Интересно, а меня кто-то слушает?», «Перестань дуться, давай поговорим»). Предлагаемые цель и тема разговора должны быть интересны и важны всем участникам беседы. На данном этапе определяется и фиксируется характер отношений в процессе разговора. Ведущий выбирает тон разговора, определяет свое место по отношению к воспитанникам. «Я хочу поговорить» – эта фраза свидетельствует о его желании оказать воздействие в процессе разговора. «Давайте поговорим» – есть показатель направленности усилий воспитателя на организацию взаимодействия со слушателями. «Мне бы хотелось от вас услышать…»; «Готовы ли вы со мной поделиться и рассказать» – эти фразы свидетельствуют о готовности выслушать собеседников.

Этап 2 «Точка зрения» направлен на выявление позиции участников беседы по заданной теме. Не зная взглядов участников беседы, невозможно определить предмет обсуждения. Для этого формулируются соответствующие вопросы, создается механизм высказываний и способ фиксации этих высказываний. В конце этапа анализируются высказывания, тем самым создаются условия для перехода к следующему этапу. Ведущий в рамках данного этапа может зачитать поступившие вопросы, отметив, что на каждый из них в ходе беседы будут даны ответы.

Этап 3 «Информационное сообщение» включает изложение аргументов и новых фактов. Существуют различные варианты данного изложения:

  • Рассказы педагога, гостей, учащихся.

  • Кино, видео.

  • Организация дискуссии.

  • Чтение.

  • Групповое выступление.

Это основной и обычно самый продолжительный этап беседы. Основное его назначение – организация коммуникации (информационного обмена). Один и тот же факт можно преподнести в различном словесном оформлении, что окажет различное влияние на воспитанников.

Этап 4 «Понимание» направлен на анализ того, что услышали и поняли участники беседы. Для этого с помощью специально подобранных вопросов организуется общее обсуждение темы и содержания беседы.

Для проверки понимания важно обеспечить обратную связь с участниками беседы. Специалисты по коммуникации выделяют следующие способы установки обратной связи:

  • Расспрашивание.

  • Перефразирование или вербализация.

  • Отражение чувств.

  • Резюмирование.

Важным элементом этого этапа являются вопросы, которые могут задавать участники беседы. Вопросы побуждают к размышлению. С помощью вопросов обеспечивается включение учащихся в контекст беседы. Выделяют открытые, закрытые и наводящие вопросы.

Этап 5 «Обобщение» обеспечивает логическое завершение беседы. Очень важную роль играет финальная точка – момент перехода от разговора к осмыслению и оценке его результатов. Завершение беседы может быть внешним, формальным: время, отведенное для разговора, закончилось. Об этом может сообщить специальный сигнал: высыпавшийся песок песочных часов, звонок заведенного будильника, сообщение «хранителя времени». Возможен внутренний смысловой финал: цель разговора достигнута, больше говорить не о чем. Об этом может свидетельствовать возникшая пауза. Беседа о состоявшемся разговоре начинается с рефлексии воспитанников: что осталось в памяти, о чем задумался, какие сделал выводы? В зависимости от вида и тематики беседы возможна самооценка воспитанниками своих высказываний и оценка высказываний других. Воспитатель, внимательно выслушав воспитанников, комментирует их выступления, делает необходимые выводы, повторяет основные мысли, прозвучавшие в ходе беседы.

Этап 6 «Послесловие» позволяет поразмышлять о будущем. Казалось бы, беседа завершена, и в ней поставлена финальная точка, но жизнь продолжается, и воспитатель позволяет себе поразмышлять о «завтрашнем» поведении воспитанников в соответствии с темой и выводами беседы. Для этого обозначаются основные ситуации поведения, называются варианты решения, из которых необходимо совершить выбор оптимального для данной ситуации. Выражается вера в полезность прошедшей беседы и успешность поведения воспитанников в будущем.
2.4. Классные часы в рамках антикоррупционного воспитания4
1. Классный час-убеждение (предъявление требований) строится как демонстрация правильного (не нарушающего нормы) поведения, формирование потребности соблюдать нормы и правила, изложение последствий нарушения закона. Ведущий выступает в роли человека, обеспечивающего соблюдение порядка (это соответствует статусу работников прокуратуры). Проявление экстремизма рассматривается как действия, направленные на разрушение существующего порядка по причине недовольства этим порядком.

Для учащихся можно провести классные часы следующей тематики:

  • Коррупционное поведение: возможные последствия.

  • Российское законодательство против коррупции.

  • Быть честным.

  • Поступить по справедливости.

В процессе подготовки беседы следует обратить внимание на подбор примеров из реальной жизни. Причина проведения такой беседы очень прозрачна. Воспитанники ведут себя не так, как положено: не соблюдают нормы, правила, законы, традиции, считают коррупцию нормой жизни. Возмущенный воспитатель убеждает их в том, как следует действовать, что нельзя делать и по каким причинам. Идеальный пример убеждения описан в стихотворении В.В. Маяковского «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Мудрый отец-воспитатель убеждает несмышленого сына-воспитанника жизненными примерами, давая им положительную или отрицательную оценку. Особо хотелось бы обратить внимание на два момента. Беседа начинается с того, что «крошка сын к отцу пришел и спросила кроха». К сожалению, воспитатели часто забывают дождаться детского вопроса. А убеждать того, кто не хочет, чтобы его убедили, очень сложно. Заканчивается беседа тем, что «решила кроха: «Буду делать хорошо и не буду плохо». Обратите внимание: решила кроха! Как часто мы доводим свое убеждение до положительного детского решения? Увы, в реальной жизни наши дети чаще решают поступать наперекор нашим убеждениям. При этом ссылаться на сложность убеждения современного ребенка бессмысленно.

Этап 1 «Приглашение к разговору» включает:

  • Четкое изложение причин проведения беседы (рост проявлений коррупции, изменения законодательства в данном направлении).

  • Объяснение необходимости беседы на данную тему с этой категорией слушателей (без понимания проблемы невозможно остановить волну коррупции).

  • Обоснование тематики беседы (коррупция разрушает государство).

Этап 2 «Точка зрения» направлен на выяснение отношения воспитанников к закону, правилу, норме через опрос, анкетирование, свободное высказывание мнений. Для этого воспитатель может выбрать определенное высказывание, пословицу, поговорку, цитату из документа. Возможно прямое отношение: «Как ты относишься к коррупции?» А возможно выяснение отношения к поведению нарушителей. Нежелание воспитанников отвечать на вопросы – это показатель отсутствия контакта с учителем и уважения к нему. А нежелание воспитателя задавать вопросы – показатель неуверенности (вдруг дети не ответят или скажут не то). Увы, не уверенный в себе человек не способен убедить других. Можно начинать с простого поднятия рук: «Поднимите руки те, кто знает, как по современному российскому законодательству наказываются проявления коррупции». Письменное анкетирование в ходе самой беседы непродуктивно, лучше огласить обработанные результаты анкетирования, проведенного накануне. Чтобы в одиночку убедить целый класс, требуется особое мастерство, поэтому на этом этапе важно показать самым сомневающимся, что у вас есть единомышленники среди слушателей.

Этап 3 «Информационное сообщение» направлен на изложение необходимой информации. Положительные и отрицательные примеры, занимательные истории из жизни, неизвестные воспитанникам факты. Структурирование сообщения помогает его пониманию и усвоению: семь аргументов, три довода о необходимости борьбы с коррупцией. Воспитанники быстро устают только слушать, поэтому продуктивно сочетать информацию с заданиями. К примеру, воспитанникам предлагается изготовить памятку «Правила хорошего тона», фиксируя прозвучавшие в выступлении воспитателя фразы.

Этап 4 «Понимание» направлен на выявление изменений в сознании воспитанников под воздействием пламенной речи воспитателя. Для этого воспитатель предлагает заранее подготовленные вопросы или ситуации, действуя в которых нужно найти правильный выбор. Возможно проведение небольшой письменной работы, в которой излагается логика поведения. Для активизации воспитанников может быть организована работа в парах, в процессе которой воспитанники выясняют друг у друга, что они усвоили в процессе выступления воспитателя.

Этап 5 «Обобщение» позволяет подвести итоги беседы. Прежде всего, воспитатель оценивает поведение воспитанников в процессе беседы, хвалит внимательно слушающих и не нарушавших поведение, делает замечание тем, кто, по его мнению, был недостаточно внимателен. Затем оцениваются результаты, продемонстрированные воспитанниками на этапе понимания. Воспитанникам предлагается пообещать не нарушать норму.

Этап 6 «Послесловие» содержит призыв вести себя как положено. Воспитатель выражает свою уверенность в том, что в дальнейшем учащиеся будут действовать в соответствии с предложенными нормами и правилами. При этом воспитатель показывает, какие последствия ожидают тех, кто будет вести себя правильно (будут хвалить, не будет проблем и т. п.), и тех, кто не пожелает вести себя так, как надо (наказание, замечание со стороны окружающих, вечные проблемы в жизни и т. д.).

Успешность проведения классного часа-убеждения обеспечивается даром воспитателя убеждать, красноречием, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников и грамотной аргументацией.

2. Классный час-увлечение строится на основе влияния на эмоции и чувства слушателей. Основной задачей такого выступления становится отторжение участников беседы от коррупционного поведения, ориентация на другие жизненные ценности. Возможны различные варианты названия классного часа: внушение (внушаем отвращение к проявлениям коррупции), призыв (призываем задуматься и изменить образ жизни), потрясение (показать всю неприглядность коррупции, заставить слушателей испытать эмоциональное потрясение и сформировать негативное отношение к коррупции). В художественной литературе и публицистике такое выступление называют пламенной речью, заставившей слушателей изменить свое поведение. В религии существует еще одно название подобного выступления: проповедь. Оратор для достижения цели превращает свое выступление в маленький спектакль. К сожалению, не любое яркое выступление заставляет изменить жизненные взгляды, зато всегда остается в памяти.

Тема классного часа-увлечения обычно задается ярким лозунгом–призывом.

В качестве вступления могут быть использованы художественные произведения, например, басня И.А. Крылова «Лисица и Сурок»:

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» –
Лисицу спрашивал Сурок.
«Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска недоедала,
Ночей недосыпала:
И я ж за то под гнев подпала;
А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько». –
«Нет, кумушка; а видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху».

Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,—
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть.

Выступление-увлечение для учащихся может быть организовано по следующим темам:

  • Коррупция – порождение зла.

  • Коррупционеры разрушают страну.

  • Жить по совести и чести.

  • Путь к справедливости.

Эффективности данного классного часа способствует наличие у педагога артистических способностей, гипнотическое воздействие на слушателей, владение психотехниками словесного воздействия на людей.

Важным становится не только смысл слов, а интонация, эмоции и чувства, с какими эти слова произносятся, какие яркие образные слова и выражения используются при этом.

Этап 1 «Приглашение к разговору» ориентирован на создание атмосферы, обеспечивающей определенный эмоциональный настрой. Беседа может начаться с прослушивания музыки, просмотра видеофрагмента, чтения стихов, показа театральной сцены. Очень важно создать образ, в котором коррупция показана как одна из страшных бед нашей жизни. Можно предложить слушателям на минуту задуматься о том, почему страдают от коррупции невинные люди.

Этап 2 «Точка зрения» обеспечивает включение учащихся в разговор. Для этого им предлагается ответить на предложенные воспитателем вопросы. Например, завершить начатые воспитателем предложения. Возможен разбор конкретных ситуаций: «Что мы сделаем, если увидим…» В завершение этапа воспитатель эмоционально оценивает отношение воспитанников к теме и содержанию беседы. Кроме этого, воспитатель предлагает воспитанникам выполнить определенные задания по теме беседы. К примеру, что-то нарисовать, сочинить сказку, придумать девиз, подобрать четверостишие и т. д.

Этап 3 «Информационное сообщение» отличается эмоциональной речью воспитателя, чтением стихов и прослушиванием музыки, просмотром короткого, но эмоционально яркого видеофрагмента. Основной упор делается на внушение определенного отношения: это прекрасно, это надо ценить, так следует действовать – и наоборот, это ужасно, так ведут себя только некультурные люди, это запрещено и действовать так нельзя. Самое сложное на данном этапе – это найти «золотую середину» между разговором об основных жизненных ценностях и разбором реальных жизненных ситуаций.

Этап 4 «Понимание» направлен на проявление и фиксацию эмоциональной оценки воспитанниками услышанного и увиденного. Это возможно как через некое творческое задание: придумай и запиши свой жизненный девиз поведения в данной ситуации, сочини четверостишие, в котором отражается твое отношение и т. п. Для закрепления понимания воспитатель использует приемы хоровой декламации, эмоциональной похвалы, выражение чувств.

Этап 5 «Обобщение» направлен на оценку поведения воспитанника в процессе беседы. Происходит выражение благодарности со стороны воспитателя наиболее активным участникам беседы.

Этап 6 «Послесловие» направлен на демонстрацию желаемого поведения и отношения к жизни со стороны воспитанника. Воспитатель высказывает свои пожелания к воспитанникам в соответствии с тематикой беседы.

Успешность проведения классного часа-увлечения обеспечивается даром внушения воспитателя, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников, владением навыками эмоционально-чувственного воздействия и грамотной аргументацией.

3. Классный час информационное сообщение представляет собой изложение путей и способов решения проблемы коррупции. Достаточно часто такое выступление носит название лекции. Лектор выступает в роли специалиста, хорошо знающего и глубоко изучившего данную проблему, что позволяет ему давать слушателям полезные советы по ее решению (таким специалистом вполне может быть работник прокуратуры). Проявление коррупции рассматривается как определенная социальная проблема, связанная с наличием определенной группы людей, пытающихся использовать свое служебное положение в корыстных целях.

Тема обычно определяется проблемой, анализу которой будет посвящен классный час. Возможная тематика классных часов:

  • Возможно ли преодолеть коррупцию?

  • Способна ли борьба с коррупцией изменить мир в лучшую сторону?

  • Причины коррупции их преодоление.

  • Борьба с проявлениями коррупции в Санкт- Петербурге.

Девиз подобной беседы – объяснить, как правильно действовать. Воспитатель осуществляет информационное воздействие на воспитанников с точки зрения выбора способа достижения цели: «Если ты хочешь достичь конкретной цели, это лучше всего делать следующим образом». Причина проведения классного часа заключается в осмыслении проблем, возникающих у воспитанников в процессе самостоятельной деятельности. Воспитательная цель беседы состоит в формировании компетентности воспитанников, информировании о конкретном способе решения проблемы и основных ее составляющих.

Этап 1 «Приглашение к разговору» направлен на предъявление проблемы, решению которой будет посвящена беседа. На данном этапе воспитатель ставит и обосновывает цель, аргументируя ее в доступной для воспитанников форме. Обращаясь к сознанию учащихся, важно заинтересовать их содержанием беседы. Воспитатель объясняет необходимость беседы и полезность информации, которая будет в ней изложена. В целом, педагог стремится сделать данный этап максимально коротким и переходит к следующему этапу, как только видит готовность учащихся к осознанному восприятию информации.

Этап 2 «Точка зрения» позволяет уточнить, нуждаются ли воспитанники в объяснении. Может быть, они догадываются, как действовать, но не хотят этого делать? Воспитатель с помощью грамотно и доступно сформулированных вопросов, требующих односложных ответов, определяет уровень информированности учащихся по теме беседы. Вопросы задаются в порядке их усложнения. Воспитатель дает возможность ответить на эти вопросы наиболее подготовленным, по его мнению, детям. Отметив наиболее удачные ответы и поблагодарив за них учащихся, воспитатель отмечает степень информированности учащихся и выражает свое отношение к ней («я рад, что вы так много знаете», «меня огорчает, что вы так мало знаете» и т. д.).

Этап 3 «Информационное сообщение» направлен на изложение логики решения конкретной проблемы. Воспитатель излагает необходимую информацию, которую может подкрепить просмотром видеофрагментов, показом демонстрационных материалов, выступлением заранее подготовленных учащихся или приглашенных гостей. Наиболее сложные термины можно выписывать на доску. При необходимости воспитатель предлагает учащимся записать в свои тетради опорные слова, даты, выражения, этапы деятельности. Желательно изложение максимально широкого спектра способов решения проблемы. Продолжительность данного этапа зависит от объема информации и возможности ее освоения.

Этап 4 «Понимание» направлен на проверку степени освоения информации. Воспитатель предлагает ответить на вопросы по прослушанной информации. Особое внимание уделяется воспитанникам, которые, по мнению воспитателя, не услышали и не усвоили необходимую информацию. Для них может быть подготовлено индивидуальное задание.

Этап 5 «Обобщение» направлен на анализ готовности воспитанников к решению жизненной проблемы, которой посвящена беседа. Воспитатель выражает свое отношение к поведению учащихся во время беседы и оценивает качество освоения содержания беседы. Лучшие учащиеся, по мнению воспитателя, могут быть отмечены как похвалой воспитателя, так и определенным призом-сувениром. При необходимости воспитатель дает негативную оценку отдельным воспитанникам.

Этап 6 «Послесловие» позволяет изложить последствия, которые ожидают воспитанников в случае использования (неиспользования) изложенной информации: надеюсь, что теперь каждый из вас знает, как вести себя, чтобы не услышать замечания от окружающих и не стать коррупционером.

Успешность проведения обеспечивается интеллектом воспитателя, компетентностью в содержании беседы, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников, грамотной аргументацией.

4. Классный час коррекция точки зрения представляет собой способ коррекции жизненных устремлений учащихся в процессе дискуссии. Проявление коррупции рассматривается как заблуждение человека в процессе самоопределения, связанное с желанием самореализоваться в процессе государственной службы и демонстрировать свою власть. Каждый человек в силу своих индивидуально-личностных особенностей по-своему понимает коррупцию. Понять и повлиять на подобные взгляды проще всего в ходе индивидуальной беседы. Существует необходимость в организации индивидуального консультирования по данной проблеме. В ходе массовой беседы на основе использования социологических данных ведущий анализирует наиболее распространенные точки зрения на проблему молодежного экстремизма. В ходе беседы рассматриваются возможные варианты поведения и их последствия.

Выбор названия обусловлен воздействием на индивидуальность воспитанника посредством преобразования его жизненных взглядов, выраженных в наличии собственного мнения по определенной жизненной проблеме. Воспитательная задача беседы заключается в коррекции индивидуального миропонимания. Даже при большом педагогическом мастерстве и желании невозможно всех воспитанников привести к одному мнению. Зато можно заставить задуматься, соотнести свое мнение с мнением других, искать аргументы в защиту своей позиции. Очень часто в подобных беседах используются приемы манипуляции. Организатор выступления не навязывает общего мнения, а помогает становлению критически осмысленного индивидуального мнения.

Тема классного часа – коррекции точки зрения обычно задается как ситуация, требующая самостоятельного выбора действий. Выступление – коррекция точки зрения для учащихся по проблемам коррупции может быть организовано по следующим темам:

  • Негативные последствия коррупции.

  • Сказать коррупции: нет.

  • Коррупция: иллюзии и реальность.

  • Мое отношение к коррупции.

Этап 1 «Приглашение к разговору» направлен на формирование у воспитанников желания высказаться по определенной теме. Это достаточно сложная задача, решаемая в процессе всестороннего представления темы беседы. В этом может помочь проведенное накануне анкетирование. Воспитатель объявляет тему беседы, формулирует проблему, по которой существуют различные точки зрения.

Этап 2 «Точка зрения» направлен на высказывание воспитанниками своей точки зрения. Самый простой вариант, когда воспитанники по кругу высказывают свою точку зрения на данную проблему. Когда в дискуссии принимает участие большое количество участников, возникает необходимость в разбиении их на группы.

Этап 3 «Информационное сообщение» направлен на организацию столкновения мнений. Задача воспитателя заключается в том, чтобы выстроить определенным образом высказывания воспитанников и их оценку. Для этого могут быть использованы различные игровые приемы и способы организации групповой работы. Воспитатель, предоставляя слово для выступления воспитанникам, задавая вопросы на уточнение и понимание, заставляет детей задуматься. Воспитанники приводят аргументы в защиту своей точки зрения, пользуясь различной литературой и различными ссылками на мнение авторитетных людей.

Этап 4 «Понимание» направлен на структурирование высказанных мнений. Воспитатель анализирует и раскрывает сложившуюся ситуацию: «В процессе спора возникло три принципиально разных точки зрения. Приверженцев первой точки зрения оказалось пятеро. Но нам удалось найти в позиции несколько слабых мест. К примеру…» От четкости структурирования зависит продуктивность беседы, ведь чем лучше мы проанализируем недостатки и достоинства разных позиций, тем сильнее будет влияние, оказанное на воспитанников. В ходе выступления воспитатель может тактично похвалить или покритиковать взгляды конкретного ребенка.

Этап 5 «Обобщение» направлен на выяснение изменений во взглядах воспитанников. Воспитатель предоставляет им возможность высказать свои мысли по поводу спора. Это можно сделать с помощью незаконченного предложения: «Я остался при своем мнении и считаю…», «Меня заставил задуматься следующий вопрос…»

Этап 6 «Послесловие» направлен на использование воспитанниками высказанных взглядов в реальной жизни с учетом возможных последствий. Классный руководитель позволяет себе дать ряд советов о том, что желательно изменить в своих речах и поступках.

Успешность проведения занятия обеспечивается аналитическими способностями воспитателя, умением понять и выслушать любое мнение, знанием психологических особенностей воспитанников, мастерством ведения спора. Возможные риски связаны с неумением слушателей излагать свою точку зрения в культурной форме.

Выбор варианта проведения классного часа зависит от поставленной цели, особенностей учащихся и уровня компетентности классного руководителя.
2.5. Методические материалы5
Примерные вопросы и задания

  1. Раскройте сущность коррупции как социально-исторического явления. В чем вы видите интернациональный характер коррупции?

  2. Дайте различные определения коррупции. Какое из них представляется вам наиболее точным и полным. Почему?

  3. Какие человеческие слабости способствуют сохранению коррупции? Как, на ваш взгляд, с ними можно бороться?

  4. Найдите высказывания, пословицы, афоризмы о взяточничестве, коррупции. Прокомментируйте их.

  5. Кто первым из правителей нашей страны попытался законом ограничить действия любителей «запустить лапу» в государственную казну? Какое предусматривалось ограничение коррупционных действий?

  6. Какие меры предлагали правители древней и средневековой Руси для борьбы со взяточниками? Насколько они были действенны?

  7. Какова отличительная черта Указа Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное»? Какие предлагаемые меры вы считаете эффективными? Могут ли какие-либо положения Указа быть использованы в наше время?

  8. Какие препятствия создавала коррупция для проводимых в стране государственных реформ? Какое место правители-реформаторы в своей внутренней политике отводили мерам противодействия коррупции?

  9. В чем вы видите противоречивость отношения государства к проявлениям коррупции в аппарате управления? Приведите исторические примеры.

  10. В Советском государстве само понятие «коррупция» не использовалось, а данное явление считалась исключением, не характерным для социализма явлением. Каково ваше отношение к подобным взглядам?

  11. Каково, на ваш взгляд, истинное предназначение антикоррупционных акций, кампаний, проводимых в СССР?

  12. Почему в 1990-е гг. проблема коррупции в России приобрела особую остроту и актуальность?

  13. В каких формах коррупция проявляется в современной общественно-политической и социально-экономической жизни? Чем обусловлена живучесть этого негативного социального явления?

  14. Какие правовые меры противодействия коррупции существуют в нашем законодательстве?

  15. К каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества?

  16. В чем состоит «невыгодность» коррупционного поведения?

  17. Каким образом высокая степень коррупции может влиять на экономическое развитие страны?

  18. Представьте себе ситуацию, связанную с какими-либо проявлениями коррупции в повседневной жизни (например, досмотр пассажира и его багажа в аэропорту не произведен работником по установленным правилам; водительские права получены при неудовлетворительной оценке на экзамене; в вуз зачислен менее способный абитуриент и т.п.). Предположите, какими мотивами руководствовались непосредственные участники коррупционного действия? Какие личные выгоды стремились получить? Является ли ситуация, действие правонарушением? Выделите негативные последствия подобной ситуации для государства, общества, личности (как для участников «сделки», так и для других людей: «ближний круг» – родственники, друзья, коллеги и др., «дальний круг» – другие жители города, граждане страны). Какие меры для нейтрализации или минимизации проявлений коррупции в описанной ситуации можно предпринять?

  19. Охарактеризуйте современное состояние коррупции в России, мире. Используйте информацию из СМИ, интернет-ресурсов и т.п.

  20. Влияет ли продажность должностных лиц на разложение нравственной и экономической системы в обществе? Каким образом?

  21. В ходе опроса, проводимом ВЦИОМ в 2006 и 2008 гг., на вопрос

«Считаете ли вы, что материальное вознаграждение (подарки, деньги) врачам, преподавателям школ и ВУЗов, работников ЖЭКов и т.д. за работу, которую они должны делать бесплатно является столь же опасным и вредным явлением для общества, как и коррупция власти?» наши сограждане ответили таким образом:

53% – Да, это столь же опасно, потому что коррупция как раз и начинается с мелких взяток.

38% – Нет, это явление другого порядка, когда люди либо вынуждены прибегать к этому, либо делают это от чистого сердца.

9 % – Затруднились ответить.

А как бы вы ответили на данный вопрос? От чего зависит распространение коррупции?

Кто оказывается в выигрыше, а кто – в убытке от коррупционных действий? Свое мнение обоснуйте.



  1. Какие, на ваш взгляд, должны предприниматься меры для эффективного противодействия проявлениям коррупции в системе образования?

  2. Сформулируйте определение: «коррупциогенность», «взяткоемкость» закона.

  3. Предлагаются различные меры противодействия коррупции, например:

    • внесение в уголовное законодательство страны норм, резко ужесточающих наказания за коррупционные преступления;

    • изменение способов подбора людей в органы власти;

    • создание «кодекса чести для чиновников»;

    • оценка принимаемых и существующих законов на «взяткоемкость», «коррупциогенность».

    • стимулирование деятельности чиновников, делающее невыгодными различные коррупционные действия и др.

Обсудите в группе и предложите собственные пути решения проблемы.

  1. Какие международные организации по противодействию коррупции вы знаете? Приведите примеры из опыта борьбы с коррупцией (например, в Сингапуре, Швеции, Китае). Используйте информацию СМИ, интернет-ресурсов.

  2. Вспомните, в каких документах провозглашаются права и свободы человека? Каким образом коррупция нарушает эти права?

  3. В настоящее время имеется опыт работы так называемых «телефонов доверия», по которым можно сообщить о случаях коррупции. Узнайте, есть ли такая служба в вашем районе, городе. Кто реализует данный проект? Какими полномочиями обладает эта служба?

  4. Какие антикоррупционные меры предложены руководством нашей страны на современном этапе? Познакомьтесь с документами (см. официальный сайт Президента РФ и Приложение). Подготовьте свое резюме по их содержанию.

  5. Как, на ваш взгляд, можно убедить людей, что борьба с коррупцией — это не бой с ветряными мельницами? Организуйте дебаты по этому вопросу.


Примерные темы исследований, рефератов, эссе, дискуссий
Коррупция как сложное социальное явление (экономическое, политическое, социальное, культурное и пр.).

История борьбы с коррупцией в России.

Опыт международной борьбы с коррупцией.

Гражданское общество в борьбе с коррупцией: история и современность.

Международные организации по противодействию коррупции (ГРЕКО, ОЭСР и др.).

Социально-экономические и политические последствия коррупции.

Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве.

Взятка – средство «легкого» решения вопроса или преступление?..

Возможно ли победить коррупцию?

Кто выигрывает и кто проигрывает в «коррупционных играх»?

Финансовая жизнь школы сегодня: проблемы и перспективы.

Прозрачный Школьный фонд.

Коррупция как фактор нарушения прав человека.

Я знаю свои права (о мерах противодействия различным проявлениям коррупции).

Заключение

Предложенные методические рекомендации являются типовыми в системе воспитательной работы в образовательных учреждениях. Требуется серьезная научная, исследовательская, методическая работа в данном направлении. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи; воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы.
Список литературы

1. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2001.

2. Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. – 2001. – № 3.

3. Дема Е.Г. Искоренить казнокрадство пытался еще Петр I // Военно-исторический журнал. – 2000. – № 2.

4. Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? – Самара, 2003.

5. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

6. Зубов В.Е. Коррупция в среде российского чиновничества: исторические корни и особенности // Чиновник. – 2001. – № 3.

7. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

8. Клюковская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. – Ставрополь, 2001.

9. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб., 1997.

10. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) // Российская газета. – 2000. – 18 января.

11. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.

12. Малахов А. Табель о взятках // Коммерсантъ-Деньги. № 25. 27.06.2005. URL:

http://www.kommersant.ru/k-money/get_page.asp?page_id=27217704.htm&m_id=31454

13. Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. URL:

http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/

14. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml

15. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.
Приложение № 1

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для учащихся ОУ, ОУ НПО
«Противодействие коррупции:

исторический опыт, проблемы и пути реализации»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе, – тема противодействия коррупции. Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача современного образования.

Цель программы

Формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, устойчивости личности в коррупционных ситуациях и предупреждение коррупционного поведения граждан.

Основные задачи:

  • дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • сформировать комплекс знаний, обеспечивающих в коррупциогенных ситуациях поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

  • создать условия для воспитания у молодых людей негативного отношения к коррупции;

  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Программа предназначена для учащихся 9–11-х классов ОУ, ОУ НПО. Она является междисциплинарной, интегративной. Ее содержание раскрывается модульно в рамках различных учебных дисциплин: истории, обществознания, правоведения, географии, литературы и др. Возможно ее использование в качестве курса по выбору, факультатива.

При изучении содержания по антикоррупционной тематике рекомендуется широко использовать индивидуальные и групповые проектные формы работы, лабораторно-практические занятия, дискуссии, деловые игры и т. п.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Коррупция как фактор, угрожающий национальной безопасности. Актуальность проблемы противодействия коррупции.
Тема 1. Коррупция как социальное явление.

Происхождение термина «коррупция». Многообразие определений коррупции. Правовые, политические, экономические, морально-этические, бытовые подходы к определению коррупции.

Понятие коррупции. Сущность и содержание коррупционных отношений. Две составляющие коррупции: правовая (коррупционные правонарушения, преступления) и этическая (этические коррупционные нарушения). Этические отклонения как основа распространения коррупции в обществе. Основные признаки коррупционного действия.

Причины появления и живучести этого социального недуга. Основные причины высокого уровня коррупции в странах с экономикой переходного периода.

География коррупции. Политический режим и коррупция. Коррупция как фактор нарушения прав человека.

Показатели (рейтинги, индексы, статистика) коррупции в обществе. Необходимость их критического анализа и осмысления.

Виды коррупции. Формы ее проявления (злоупотребление служебным положением, взяточничество, растрата, вымогательство, фаворитизм и т.д.).

Коррупция как социально опасное явление. Негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества (социальной, политической, экономической, а также в повседневной жизни человека).
Тема 2. Коррупция в мировой истории.

Цивилизации Древнего мира и Средневековья. Страны доколониального Востока. Римская республика и империя. Римское право. Отношение государства и общества к коррупции. Мировые религии о коррупции. Способы борьбы с коррупцией, их эффективность.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Нового времени. Эволюции коррупции в развитых странах на рубеже XIX–XX вв. Появление клептократических режимов во второй половине XX в.

Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией.
Тема 3. Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве.

Традиция «почести», подношения даров. Правовые памятники Древней Руси.

«Почесть» (официально незапрещенная форма добровольного приношения). «Посулы» (незаконные подношения). «Мздоимство» (действие/бездействие без нарушения закона). «Лихоимство» (действие/ бездействие, нарушающее законодательство). Отношение государства к данным явлениям в XIV–XV вв.

Первое законодательное ограничение коррупционных действий в Судебнике 1497 г. (Иван III).

Судебник Ивана IV 1550 г. Официальное признание взяточничества тяжким преступлением. Запрещение «посулов». Введение надзора начальников за своими подчиненными.

Система «кормлений». Негативная роль системы «кормлений» в разъедании госаппарата коррупцией. Ликвидация института «кормлений» Земской реформой 1555–1556 гг.

Соляной бунт 1648 г. в Москве как антикоррупционное выступление москвичей. Соборное уложение 1649 г. Отсутствие серьезных изменений в правовом регулировании борьбы со взяточничеством.

Противоречивый характер борьбы со взяточничеством, казнокрадством в эпоху Петра I. Введение фиксированной ежемесячной платы служащим. Введение института фискалов. Учреждение прокуратуры. Указа Петра I «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» (24 декабря 1714 г.).

Фаворитизм как фактор распространения коррупции.

Упорядочивание внутреннего управления России при Екатерине II.

Причины, порождающие должностные преступления. Социально-политические противоречия в государственном управлении империи. Непоследовательность в борьбе с должностной преступностью. Превращение коррупции в механизм государственного управления в XIX в.

Отношение общества к мздоимству и лихоимству. Примеры честного служения государству и обществу.

Художественные образы взяточников и мздоимцев в литературе и искусстве (А. Данте, У. Шекспир, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Лажечников, А.В. Сухово-Кобылин, И.П. Крылов, А.Н. Островский и др.).

Антикоррупционные меры в Советском государстве. Отношение к коррупции как буржуазному пережитку, единичному явлению. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции в 1960-х гг. «Кампанейщина» в борьбе с коррупцией. Показательные процессы советской карательной юриспруденции. Отсутствие системности и последовательности в борьбе с коррупцией в СССР.

Художественные образы «переродившихся» советских служащих (В. Маяковский, И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, М. Булгаков и др.).

Переход к рыночным отношениям в 1990-х гг. Ускоренная капитализация экономических отношений общества. Всплеск коррупции в стране. Институционализация коррупции.

Расширение антикоррупционной нормативно–правовой базы в России 90-х гг. Причины низкой эффективности противодействия коррупции.
Тема 4. Антикоррупционная политика в мире и современной России.

Понятие антикоррупционной политики, ее содержание. Субъекты антикоррупционной политики: международные (ООН, Совет Европы, СНГ и др.), национальные, региональные и муниципальные. Опыт международной борьбы с коррупцией. Современные модели стратегии борьбы с коррупцией (Сингапур, Швеция, Китай и др.).

Международное антикоррупционное законодательство (Конвенция ООН против коррупции. Конвенция Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию и др.). Международный день борьбы с коррупцией – 9 декабря.

Россия в мировых интеграционных процессах. Участие России в формировании современной антикоррупционной международно-правовой системы.

Законодательные акты, регулирующие сферу противодействия коррупции и повышающие прозрачность деятельности органов государственной власти РФ.

Уголовный кодекс РФ о взяточничестве и других коррупционных преступлениях.

Молодежь как объект или субъект возможных коррупционных действий. Меры противодействия коррупции в ОУ.

Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ.

Национальный план противодействия коррупции (31 июля 2008 г.). Федеральный закон «О противодействии коррупции» (25 декабря 2008 г.).

Меры государственного и общественного контроля за реализацией антикоррупционной программы в РФ. Роль гражданского общества, каждого гражданина в противодействии коррупции.
Основные источники и литература

  1. Национальный план противодействия коррупции. 2008. 31 июля // Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml

  2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции от 13.02.2009 г.).

  4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.

  5. Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004.

  6. Декреты советской власти. Т. 1-7. М., 1957-1975.

  7. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. Рек. РЭС КО СПб. М.: Вентана-Граф, 2009.

  8. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под ред. П.А. Кабанова. М., 2008.

  9. Коррупция и борьба с ней: Роль гражданского общества / Под ред. М.Б. Горного. СПб., 2000.

  10. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.

  11. Малахов А. Табель о взятках // Коммерсантъ-Деньги. 2005. 27 июня.

  12. Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/Mazulevskaja/

  13. Музалевская Е.А. Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (1992-2005 гг.): Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к-та ист. наук. М., 2006.

  14. Основы противодействия коррупции. М., 2000.

  15. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 томах / Под общей ред. О.И. Чистякова. М., 1985-1994.

  16. Россия и коррупция: кто кого. Доклад Регионального общественного фонда «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ). М., 1998. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anti-corr.ru/indem/1998rus_corr.htm

  17. Римский В.Л. Потери от коррупции. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества // Гуманитарно-политологический Центр «Стратегия». СПб., 2000 и др.




Приложение № 2

Сценарий классного часа «Коррупция: выигрыш или убыток?..»

Цель и задачи:

Способствовать созданию антикоррупционной атмосферы в обществе, предупреждению коррупционного поведения граждан, формировать антикоррупционную устойчивость личности. Показать на примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества, раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества; выявить наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.

Участники: педагог-консультант; группы (команды) из 4–5 чел. (учащиеся 9–11 кл.).

Реквизит: справочный раздаточный материал (карточки № 1–3), таблица для заполнения (№ 5) и задания для итогового обсуждения (№ 4).

Время проведения: 1 час.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции – дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции в описанных ситуациях.

Для этого необходимо

  • познакомиться со справочным материалом;

  • заполнить таблицу № 6, кратко описав в 1–3 предложениях возможную ситуацию, связанную с проявлениями коррупции (1–2 примера);

  • определить наличие признаков коррупционного действия в той или иной ситуации;

  • проанализировать мотивы, причины коррупционных действий непосредственных участников коррупционного действия;

  • выразить собственное отношение к действиям участников ситуации;

  • выделить последствия для государства, общества, личности (как для участников «сделки», так и для других людей: «ближний круг» – родственники, друзья, коллеги и др., «дальний круг» – другие жители города, граждане страны; обсудить предложенные меры по профилактике коррупции.

Работа может быть организована в парах или малых группах. При итоговом обсуждении представители групп (команд) излагают ситуацию и анализируют ее. Члены других групп (команд) задают вопросы, делают уточнения. Задание № 5 предполагает коллективную дискуссию.

1. Основные признаки коррупционного действия

  1. Обоюдное согласие участников действия.

  2. Наличие взаимных обязательств.

  3. Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.

  4. Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.

  5. Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

  6. Обе стороны стремятся скрыть свои действия.


2. Из Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

«О противодействии коррупции»

(Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года.
Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года)


«1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

3. Из Уголовного кодекса РФ (в редакции от 13.02.2009 г.)

Статья 290. Получение взятки.

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу.

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Статья 291. Дача взятки.

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

4. Итоговое обсуждение

В ходе опроса, проводимом ВЦИОМ в 2006 и 2008 гг., наши сограждане на вопрос ответили следующим образом (%):

Считаете ли вы, что материальное вознаграждение (подарки, деньги) врачам, преподавателям школ и вузов, работникам ЖЭКов и т. д. за работу, которую они должны делать бесплатно, является столь же опасным и вредным явлением для общества, как и коррупция органов государственной власти?




Апрель 2006 г.

Апрель 2008 г.

Да, это столь же опасно, потому что коррупция как раз и начинается с мелких взяток

61

53

Нет, это явление другого порядка, когда люди либо вынуждены прибегать к этому, либо делают это от чистого сердца

30

38

Затрудняюсь ответить

9

9


5. Вопросы для коллективной дискуссии

А как бы Вы ответили на данный вопрос?

От чего, на ваш взгляд, зависит распространение коррупции?

Кто оказывается в выигрыше, а кто – в убытке от коррупционных действий? Свое мнение обоснуйте.

6. Таблица для анализа коррупционных ситуаций

Пример жизненной ситуации

(краткое описание

в 1-3 предложениях)

Форма коррупции,

ее правовые/ этические оценки


Участники

Предполагаемая «выгода» коррупционной ситуации

Вредные последствия

Предлагаемые меры по предупреждению

коррупционной ситуации







«Ближний круг»

Взяткодатель -










Взяткополучатель -







«Дальний круг»













«Ближний круг»

Взяткодатель -







Взяткополучатель -







«Дальний круг»







Примерный анализ ситуации (примерные комментарии для учителя)

Пример жизненной ситуации

(краткое описание

в 1-3 предложениях)

Форма коррупции,

ее правовые/ этические оценки.


Участники

Предполагаемая «выгода» коррупционной ситуации

Вредные последствия

Предлагаемые меры по предупреждению коррупционной ситуации

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель платит сотруднику ГАИ, а не оплачивает штраф по квитанции, не оспаривает неверность замечания, наказания в суде. Сотрудник ГАИ не требовал оплаты, но деньги взял.

Взяточничество.

Уголовное преступление – УК РФ.

«Ближний круг»

Взяткодатель – водитель, его семья

Сэкономлены деньги и время (составление протокола, оплата штрафа, суд). Сохранены права. Демонстрация «лихости», умения "решать вопросы" и т.п.

Риск ДТП для членов семьи. Безнаказанность.

Нежелание исполнять законы («не для меня»).

Анализ законов, процедур штрафования и т.п. на коррупциоген-ность.

Льготы и высокая зарплата (премии от штрафов).

«Чистка» рядов ГАИ.

Неотвратимость наказания за получение и ДАЧУ взятки.

Разъяснительная работа среди всех участников дорожного движения (социальная реклама, плакаты) и др.

Взяткополучатель –

сотрудник ГАИ

Обогащение. Благодарность от водителя-нарушителя. Моральное удовлетворение от собственной «предприимчивости».

Риск ДТП.

Падение авторитета службы ГАИ.


«Дальний круг»

Коллеги по службе,

водители,

пешеходы,

государство и граждане


Коллеги (начальник) в ГАИ – получение части денег.

Водители – «пример» для подражания (можно откупиться).

Недоверие ко всей службе ГАИ, государству.

Риск ДТП.

Страх за своих близких.

Сокращение бюджетных доходов, неуплата налогов с дохода – сокращение денег на социальные нужды (медицина, образование и т.п.).

Неуважение к Закону. Извращенное понятие о карьере, успешности…


Приложение № 3

Глоссарий

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ – воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ – совокупность поведенческих и правовых норм, запретов, ограничений, обязанностей, установленных для соответствующей области социальной деятельности и направленных на предупреждение коррупции.

ВЗЯТКА - принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения

Разновидностью взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки.

Часто в массовом сознании взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого зависит принятие решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом сумму. Так, во Франции предельная стоимость подарка, который не может считаться взяткой, составляет 35 евро, в Великобритании – 140 фунтов стерлингов (250$), в США – 50$, в России – не должна превышать 3 тысяч рублей.

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО – действие, когда государственный служащий или приравниваемое к нему лицо в своих или чужих интересах прямо или опосредованно принимает, обещает или договаривается принять взятку, требует дачи взятки или провоцирует его на законное действие или бездеятельность при выполнении полномочий.

ВИДЫ КОРРУПЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – административная, политическая, частная, международная.

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО – незаконное требование от кого-либо (например, личности или организации) совершения каких-либо действий (например, имущественного характера) под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, распространения истинных или ложных сведений, позорящих или могущих причинить любой вред тем, кому это требование предъявляется, или их близким.

ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ И ПРАВОВОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ – установление коррупционных действий, превращение в жизнь принципа неизбежности и справедливости наказания.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ – лицо, которое находится на государственной службе: государственный политик, государственный служащий публичного администрирования согласно закону о государственной службе, а также другое лицо, которое, работая в государственных или муниципальных органах или учреждениях, в судебных, правоохранительных органах, в органах госконтроля и надзора, а также в приравниваемых к ним органах, выполняет функции представителя власти, или лицо, наделенное административными полномочиями, а также официальный кандидат на упомянутые должности.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения. Должностными преступлениями являются:

  • злоупотребление должностными полномочиями;

  • превышение должностных полномочий;

  • дача взятки;

  • получение взятки;

  • служебный подлог;

  • халатность и др.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ – действие, с помощью которого государственный служащий или лицо, приравниваемое к государственному служащему, злоупотребляет служебным положением или превышает полномочия, если в результате этого государству, международной общественной организации, юридическому или физическому лицу была причинена большая утрата.

КЛЕПТОКРАТИЯ (от др.-греч. κλέπτειν – воровать и κράτος – господство, власть; буквально «власть воров») - идеологическое клише, применяемое к правительству, контролируемому мошенниками, использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу. Для клептократии характерна коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений.

КЛИЕНТИЗМ, КЛИЕНТСКИЕ СВЯЗИ – взаимовыгодные связи покровителя и другого лица или группы лиц (клиентов) и система обязательств между ними.

КОНФЛИКТ ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ – ситуация, по которой лицо, которое находится на государственной службе, в ходе выполнения своих обязанностей или доверенности обязано принимать решение о доверенности, связанной также и с ее личными интересами, или принимать участие в его принятии, или выполнять такую доверенность.

КОРРУМПИРОВАННОСТЬ – это вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения. Реализация этой возможности зависит от нравственных устоев человека, честности, уважения к самому себе, обществу и государству, от отношения к своему долгу.

КОРРУПЦИОНЕР – служащий государственной, муниципальной (должностное или не должностное лицо) или негосударственной (лицо, выполняющее управленческие функции или не выполняющее таковых) организации, обладающий специальной деликтоспособностью (т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершение акта коррупции), признанный виновным в совершении коррупционного правонарушения на основании судебного решения или в ином установленном законом порядке (например, в случае совершения дисциплинарных коррупционных проступков).

КОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ – как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.

КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это предусмотренное в Уголовном кодексе Российской Федерации общественно опасное деяние, которое выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе, международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

КОРРУПЦИОННЫЕ СЕТИ – формирование взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления, а также по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами.

КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (Федеральный закон о противодействии коррупции № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года)

КОРЫСТЬ – одно их альтернативных свойств коррупционных правонарушений, выражающееся в стремлении обогатиться или обогатить других лиц за счет чужого имущества или прав на него с нарушением установленного правовыми нормами и договорами порядка распределения материальных благ.

ЛОББИЗМ – процесс, в ходе которого осуществляется обмен информацией и мнение группы, организации или её части передаётся стоящим у власти должностным лицам (как избираемым, так и назначаемым) в целях оказания влияния на принятие благоприятного решения.

ЛОББИСТ – физическое лицо, которое имеет право заниматься лоббистской деятельностью, или предприятие, учреждение, организация, внесенное в список лоббистов в установленном законом порядке.

ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – возмещенные действия лоббистов, направленные на осуществление влияния в сфере изменения, дополнения правовых актов или признание их недействительными, на принятие или непринятие новых правовых актов. Целью такой деятельности является превращение в жизнь интересов заказчика с соблюдением личных прав или общественных и государственных интересов.

МОШЕННИЧЕСТВО  хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. При этом под обманом понимается как сознательное искажение истины (активный обман), так и умолчание об истине (пассивный обман). В обоих случаях обманутая жертва сама передает свое имущество мошеннику.

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ – имеет место в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения по неосторожности государственным служащим или лицом, которое приравнивается к нему, своих обязанностей, в результате чего государству, юридическому или физическому лицу наносится большой убыток.

НЕПОТИЗМ – определение на рабочее место родственников, друзей и лиц из узкого круга знакомых в обход конкурсов и с нарушением принципа наибольшего соответствия работника должности и, тем самым, создание системы подчинённых и коллег – должников, используемой при принятии решений

НЕПУБЛИЧНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ – действия, с помощью которых осуществляется попытка узаконить или припрятать происхождение полученных преступным путем денег.

ПОДКУП – передача материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих договорных обязательств или долга. Подкуп служащего – разновидность коррупции – называется дачей взятки.

ПРЕВЕНЦИЯ КОРРУПЦИИ – устранение причин и факторов коррупции.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ – скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции.

ПРИНЦИПЫ ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ – верховенство закона (деятельность базируется на правовых органах), объективность (действия должны быть беспристрастными), незлоупотребление властью (запрещается заниматься деятельностью при отсутствии полномочий или при принятии решений стремления к целям другим, чем установленные законодательством).

ПРОТЕКЦИОНИЗМ («КОРРУПЦИОННЫЙ ПАТРОНАЖ») – форма коррупции, своего рода влиятельная поддержка, помощь кому-нибудь в устройстве его дел.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (Федеральный закон о противодействии коррупции № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года)

ПУБЛИЧНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ – регламентированная законодательством деятельность государственных органов местного самоуправления, направленная на превращение в жизнь правовых актов, решений местного самоуправления, на администрирование предусмотренных публичных услуг.

ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ – заинтересованность общества в беспристрастном и справедливом принятии решений лицами, которые находятся на государственной службе.

ПУБЛИЧНЫЕ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

СУБЪЕКТ КОРРУПЦИИ – любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов.

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА – официально незарегистрированная экономическая деятельность. Включает законные, в принципе, виды деятельности (о которых не сообщается в налоговые органы) и незаконные виды деятельности (торговля наркотиками, проституция и др.).

ФАВОРИТИЗМ  форма коррупции, покровительство, попустительство, получение незаконных привилегий, назначение услуг или предоставление ресурсов от должностного лица родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т. п.

ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ – личная имущественная или неимущественная заинтересованность лица, которое находится на государственной службе, или ее родственника, или члена семьи, который может влиять на принятие решений при исполнении служебных обязанностей.

ЭКЗОГЕННАЯ КОРРУПЦИЯ – вид коррупции, в которой отношения выходят за рамки властных структур, а клиентами являются отдельные граждане и организации. Экзогенная коррупция делится на:

  • бытовую – коррупционные отношения возникают между должностным лицом и гражданином;

  • деловую – коррупционные отношения возникают между должностным лицом и организацией (юридическим лицом или его представителем, а также индивидуальным предпринимателем);

  • криминальную – коррупционные отношения возникают между должностным лицом и представителем криминального мира.

ЭНДОГЕННАЯ КОРУПЦИЯ – вид коррупции, в которой в качестве клиентов выступают должностные лица органов власти и бюджетных организаций, то есть отношения происходят внутри властной структуры (или нескольких властных структур) между отдельными должностными лицами. Эндогенная коррупция делится на следующие виды:

  • горизонтальная – вид коррупции, выражающийся в сговоре между должностными лицами, не состоящими друг с другом в отношениях начальника – подчиненного, для достижения корыстных интересов (например, сговор между чиновниками из разных управлений);

  • нисходящая – подкуп, давление со стороны вышестоящего должностного лица по отношению к нижестоящему в целях достижения корыстных интересов (влияния на принятие определенного желаемого решения в той или иной ситуации);

  • восходящая – подкуп вышестоящего должностного лица нижестоящим с целью получения от него защиты коррупционного дохода;

  • смешанная – коррупционные отношения представляют собой систему, состоящую из перечисленных выше трех видов.

TRANSPARENCY INTERNATIONAL – антикоррупционная международная неправительственная организация.

Приложение № 4

Из Уголовного кодекса РФ (в редакции от 13.02.2009 г.)
Статья 290. Получение взятки

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу.

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Статья 291. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Из «Национального плана противодействия коррупции»
1   2   3