Главная страница

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии


Скачать 71,79 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по биологии
Дата04.02.2017
Размер71,79 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии.

Среднее (полное) общее образование 10-11 класс.

Статус документа:

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по биологии, примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология. Составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев М., Дрофа, 2007), авторской программы авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, М., Дрофа, 2007, развернутого тематического планирования по биологии авторов М.В. Одановича, Н.И. Стариковой, Е.М. Гаджиевой, Е.Ю. Щелковой. Учебники авторского коллектива Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, М.Р. Сапина, Дрофа, М., 2005-2006гг и методических пособий к данным учебникам. Кроме того при составлении программы учтены рекомендации по усовершенствованию учебного процесса, изложенных в таких документах, как “Методическое письмо о преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 год и региональный учебный план 2004 год”, “Анализ результатов ЕГЭ в Мурманской области” за предыдущий учебный год.

В рабочей программе темы и количество часов соответствует темам и количеству часов, предложенных авторами программы Н.И. Сониным и В.Б. Захаровым, в авторской программе соблюдена строгая преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта и федеральным компонентом государственного стандарта и федеральным базисным учебным планом. Скорректированы темы лабораторных и практических работ, включены в соответствующие темы уроков, некоторые лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков и не требуют для их проведения отдельных учебных часов и проводятся с учетом материальной базы школы.

На уроках проводятся демонстрации природных объектов и опыты с использованием разных средств обучения с учетом материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов. Резервное время отводится на использование проведение занятий с практической направленностью. В разделе “Биология как наука. Методы научного познания” на изучение дается 3 часа, так как в следующем разделе “Учение о клетке” тема первого урока на практике раскрывает основные методы познания клеточного уровня организации.

Структура документа:

1. Пояснительная записка к рабочей программе основного общего образования.

2. Тематическое планирование

3. Календарно-тематический план 10-11 классов.

4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

5. Приложение: список лабораторных и практических работ.

Учебная программа по биологии. Общая биология. 10 – 11 классы.

34 часа в год, 1 час в неделю

Программное обеспечение:

Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Дрофа. М., 2007

Календарно-тематическое планирование, разработанное на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, ориентированное на использование учебника: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Общая биология. 10-11 классы .-М., Дрофа, 2007.

Обоснование программы:

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Авторская линия использует концентрический принцип построения обучения, обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной школы. Содержание и структура программы , учебника отвечает закономерностям развития познавательных возможностей школьников, системно развивают биологические, экологические понятия, направлены на формирование научной картины мира, понимания многоуровневой организации живой природы.

Методическое обеспечение:

  1. Сетевое планирование уроков биологии

  2. Примеры составления технологических карт уроков.

  3. Примеры творческих заданий для учащихся.

Цели и задачи курса:

  1. Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема), истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке, методах научного познания.

  2. Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах.

  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии.

  4. Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью.

  5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

Планируемый результат:

Ученик должен знать:

  1. Основные положения биологических теорий(клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учение В.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя, закономерности изменчивости.

  2. Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем.

  3. Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии.

  4. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

  5. Биологическую терминологию и символику

Ученик должен уметь:

  1. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, влияние факторов риска на развитие зародышей человека, причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организма. Наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости экосистем, необходимости сохранения многообразия видов.

  2. Решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в цепях питания.

  3. Описывать особей видов по морфологическому критерию.

  4. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.

  5. Сравнивать биологические объекты и процессы (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и млекопитающих, биогеоценозы и агроценозы, естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение).

  6. Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека, глобальные проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности.

  7. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически их оценивать.

  8. Использовать приобретенные знания для профилактики отравлений, заболеваний, стрессов, вредных привычек, правил поведения в природной среде, оказания первой медицинской помощи, оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий.

Тематическое планирование по биологии к учебнику «Общая биология» авторов С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Дрофа, М., 2004 дл 10-11 классов, составленное на основе государственного стандарта и примерного планирования тем, предложенных в нормативных документах Министерства образования.

Вариант 1 ( для гуманитарных классов) 35 учебных часов в 10 классе, 35 часов в 11 классе.

10класс:

Раздел

Тема

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Введение. Биология как наука. Методы изучения биологии.





3




Учение о клетке




13

3




Химическая организация клетки

5

1




Строение клетки, вирусы

4

2




Метаболизм

3

2

Размножение и развитие организмов




4

2

Основы генетики и селекции




15

4

итого




35

14

Тематическое планирование по биологии к учебнику «Общая биология» авторов С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Дрофа, М., 2004дл 10-11 классов, составленное на основе государственного стандарта и примерного планирования тем, предложенных в нормативных документах Министерства образования.

Вариант 1 ( для гуманитарных классов) 35 учебных часов в 10 классе, 35часов в 11 классе.

11 класс

Раздел

Тема

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Вид

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

18

2

Экосистмы

Взаимоотношения организмов и среды

9







Биосфера и человек

8




Итого




35