Главная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1


Скачать 419,37 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1
страница3/3
Стрелкова Татьяна
Дата02.12.2016
Размер419,37 Kb.
ТипАнализ
1   2   3

Знание обязанностей



Негативные тенденции: за 6 лет уровень знаний о своих обязанностях учеников 11-х классов понизился на 12%; не наблюдается прогресса в этом вопросе у девятиклассников.
Позитивные тенденции: по сравнению с 2002 годом значительно повысился уровень знаний о своих обязанностях у учеников 4-х классов (на 52%).


  1. Обязанности школьников в сфере образования, названные гимназистами.




Примеры обязанностей

4-е классы

9-е классы

10-е классы

11-е классы

1. Носить школьную форму

0

20 – 46%

26 – 60%

11 – 62%

2. Учиться

18 – 95%

7 – 16%

8 – 18%

3 – 17%

3. Соблюдать дисциплину

0

8 – 18%

6 – 14%

3 – 17%

4. Соблюдать Устав гимназии

0

2 – 5%

6 – 14%

1 – 6%

5. Не опаздывать

19– 100%

0

3 – 7%

0

6. Дежурить по школе, по классу

19– 100%

5 – 18%

1 – 2%

0

7. Не портить школьное имущество

0

0

2 – 5%

0

8. Не пользоваться мобильными телефонами на уроках

0

0

2 – 5%

0

9. Уважать педагогов

0

0

0

1 – 6%

10. Нет обязанностей

0

0

0

1 – 6%

11. Нет ответа

0

7 – 16%

0

1 – 6%


Негативные тенденции: лишь 16-18% учащихся среднего и старшего звена посещают школу с целью получения образования; 5-14% гимназистов считают своей обязанностью соблюдать Устав, лишь 5% десятиклассников полагают, что они обязаны сохранять имущество школы, лишь 6% одиннадцатиклассников готовы уважительно относиться к педагогам.
Позитивные тенденции: большинство учащихся гимназии осознали необходимость наличия формы; 95% четвероклассников считают своей главной обязанностью хорошую учебу, 100% учеников младших классов считают своей обязанностью дежурство и своевременную явку в школу.
10. Количество учеников, выполняющих свои обязанности.

Выполнение обязанностей



Негативные тенденции: у старшеклассников снизился уровень выполнения обязанностей в школе (на 19% и на 20%).
Позитивные тенденции: значительно (на 40%) повысился уровень выполнения своих обязанностей у учеников 4-х классов.


  1. Заключение


Социологический опрос показал, что за 7 лет реализации проектов «Знай и защищай свои права!» и «Продвижение ценностей Конвенции ООН о правах ребенка среди детей и молодежи г. Мончегорска» уровень правовой информированности гимназистов значительно вырос, особенно в начальной школе. К сожалению, учащиеся могут назвать лишь 4 из 10 прав ребенка в сфере образования. Большинство учащихся узнают о своих правах в школе через урок, работу классного руководителя, внеклассные мероприятия, 80% учащихся начальной школы - от родителей.

По результатам социологического исследования выяснилось, что по мере взросления увеличивается количество учащихся, ощущающих ущемление своих прав (в 9-х классах - 39%, в 10-х классах – 60%, в 11-х классах – 70%). Причем, у 12% учеников 9-х классов было нарушено право на уважение своего человеческого достоинства (7% - оскорбление со стороны учителя, 5% - со стороны сверстников), 1 девятиклассник отметил нарушение права на личную жизнь. Также 21 % учащихся 10-х классов отмечает нарушение права на образование (удаляли с урока, «отправляли домой за формой»), у 16% учеников 10-х классов было нарушено право на уважение своего человеческого достоинства (14% - оскорбление со стороны учителя, 2% - со стороны сверстников). У 1 десятиклассника было нарушено право на тайную корреспонденцию («учитель прочитал записку с оскорблениями от учеников другого класса»), и 12 % учеников 10-х классов отмечали факты изъятия личного имущества учителем (мобильный телефон).

В то же время наблюдается снижение уровня знаний и выполнения своих обязанностей у старшеклассников. Лишь 16-18% учащихся среднего и старшего звена посещают школу с целью получения образования; 5-14% гимназистов считают своей обязанностью соблюдать Устав, только 5% десятиклассников полагают, что они обязаны сохранять имущество школы, лишь 6% одиннадцатиклассников готовы уважительно относиться к педагогам. Тем не менее, большинство учащихся гимназии осознали необходимость наличия формы. 95% четвероклассников считают своей главной обязанностью хорошую учебу, 100% учеников младших классов считают своей обязанностью дежурство и своевременную явку в школу.

Предложения по решению данных проблем:

- продолжить реализацию проекта «Продвижение ценностей Конвенции ООН о правах ребенка среди детей и молодежи г. Мончегорска»;

- активизировать работу комитета «Право» в системе школьного самоуправления;

- поддерживать высокий уровень информированности гимназистов о своих правах;

- при проведении работ по пропаганде прав детей:

1) определять рамки права

2) обращать внимание на применение прав в сфере образования

3) научить разделять права и обязанности школьников

4) уделить особое внимание повышению ответственности учащихся за реализацию прав.


Список использованной литературы.

  1. Гражданский Кодекс.

  2. Закон РФ об образовании.

  3. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г. Международной Ассамблеей ООН, русифицированная в 1900 г.

  4. Конституция РФ.

  5. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухина В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации: Доклад. СПб., 2001.

  6. Семейный Кодекс РФ (4 раздел «Права и обязанности родителей и детей»).

  7. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июня 1998 г.



Приложение № 1.

Вопрос

4-е кл.

9-е кл.

11-екл.




54 чел.

193 чел.

150 чел.

1. Знаете ли вы о том, что ребенок имеет права, с










которыми должны считаться взрослые?










А) да

30 - 56%

168 - 87%

138-92%

Б) нет

24 - 44%

25-13%

12 - 8%

2. Какие права вы знаете?

на жизнь,

на образова-

на жизнь,




образование,

ние, непри-

образование.




учебу, досуг

косновен-

свободу,







ность, жизнь,

на личное -







личное мне-

время,







ние, личное

личную







время

жизнь,










свободу










мысли

З.Из каких источников вы узнаете о своих правах










А) рассказали в школе (на уроках)

18 - 33%

73 - 38%

50 - 33%

Б) рассказали в школе (после уроков)

5 - 9%

42 - 22%

26 - 17%

В) рассказали родители

21- 39%

17 - 9%

11 - 7%

Г) узнал от сверстников

5- 9%

22- 11%

17- 11%

Д) сам прочитал

4- 7%

27- 14%

45 - 30%

Б) слышал по радио

1 - 2%

25- 13%

19-13%

Ж) через интернет

1 - 2%

14 - 7%

24 - 16%

3) затрудняюсь ответить

8- 15%

14 - 7%

17-11%

4. Какие формы информационной работы по раз-










мещению прав детей и порядка защиты прав










детей вы знаете?










А) урок

18-33%

116-60%

31-21%

Б) разъяснил классный руководитель

16-30%

49 - 25%

41-27%

В) проводились специальные работы

7-13%

48-25%

15-10%

Г) проводились мероприятия по защите прав

12-22%

21-11%

19-13%

детей










Д) есть информационный стенд

4- 7%

7- 3%

8- 5%

Е) затрудняюсь ответить

12-22%

28-15%

41-27%

5. На основе каких документов вы познакомились










правами?










А) Конституция РФ

12-22%

93 - 48%

71-47%

Б) Конвекция о правах ребенка

11-20%

74 - 38%

36 - 24%

В) Закон об образовании

3 - 6%

46 - 24%

29 - 19%

Г) Семейный кодекс

19-35%

37-19%

34 - 23%

6. Представьте, что ваши права нарушены.










Знаете ли вы как можно защитить свои права?










А) знаю

1- 2%

16 - 8%

20 - 13%

Б) помощь родителей

9- 16%

26-13%

10- 7%

В) помощь классного руководителя

23 - 43%

20-10%

9 - 6%

Г) обратиться к администрации школы

9 - 17%

15 - 8%

4 - 3%

Д) обратиться в правоохранительные органы (суд)

0

23 - 12%

33 - 22%

Е) не знаю

25- 46%

54 - 28%

43 - 29%



Приложение 3.

Соблюдение права детей на образование.
Право на образование относится к сущностным правам человека и гражданина и гарантируется обществом. Концепция образования, воплощённая и в Конвенции и других документах о правах человека, признает право на образование, как основу практики демократического гражданства. В соответствии с Конвенцией образования охватывает не только познавательные потребности людей, но и их физическое, социальное, эмоциональное, этическое и духовное развитие. Такая точка зрения на образование опирается на интересы ребёнка и учитывает уникальные способности и потребности каждого ребёнка. Понятие качества образования в духе Конвенции распространяется на вопросы равенства между полами, здоровья, питания и т.д. Кроме того, она предусматривает, что школы должны стать зонами творчества, безопасности, с нормальным водоснабжением и санитарией, с квалифицированными учителями и актуальными учебными планами. Школа должна стать местом, где детей уважают и учат уважать других. При таком подходе к обучению учителям и учащимся необходимо взаимодействовать новыми способами, с тем, чтобы опыт, приобретаемый в классе, становился подготовкой к жизни. Согласно Конвенции о правах ребёнка, преподавание должно быть процессом наставления и содействия, во время которого детей поощряют думать самостоятельно и учиться тому, как учиться. В классе должна царить обстановка демократического участия.

Права детей в сфере образования:

  • на образование;

  • на охрану здоровья;

  • на отдых и досуг;

  • на участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответственно его возрасту;

  • свободно заниматься искусством, участвовать в культурной и творческой жизни;

  • право на свободу мысли, совести и религии;

  • право на свободу ассоциаций и собраний;

  • право на личную жизнь;

  • право пользоваться благами социального обеспечения;

  • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
1   2   3