Главная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1


Скачать 419,37 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1
страница1/3
Стрелкова Татьяна
Дата02.12.2016
Размер419,37 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1

г. Мончегорска


Продвижение ценностей Конвенции ООН о правах ребенка среди детей и молодежи г. Мончегорска

(мониторинг).


Автор:

Стрелкова Татьяна,

ученица гимназии №1 10 А класса,

Научный руководитель:

Молодец Ирина Владимировна,

учитель истории и обществоведения,

гимназии №1


г. Мончегорск

2008

Содержание.

  1. Введение.

  2. Основная часть.

    1. Краткое описание проекта «Знай и защищай свои права!».

    2. Краткое описание проекта «Продвижение ценностей Конвенции ООН о правах ребенка среди детей и молодежи г. Мончегорска».

    3. Проведение мониторинга по уровню правовых компетенций гимназистов.

      1. Результаты анкетирования.

    1. Анализ результатов анкетирования.

  1. Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.


1. Введение.
Идея проведения данного исследования возникла после моего знакомства с проектами «Знай и защищай свои права!» и «Продвижение ценностей Конвенции ООН о правах ребенка среди детей и молодежи г. Мончегорска». Работа по данной теме ведётся гимназии в течение 7 лет. В.Соловьев, философ, отмечал, что «сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». К сожалению, некоторые учащиеся зачастую забывают о том, что «наши права заканчиваются на кончике нашего носа», и нарушают права других людей, а, следовательно, не всегда выполняют свои обязанности.

Гипотеза: За время реализации проектов уровень знаний учащихся о своих правах должен значительно повыситься.

Цель моей работы: изучить уровень правовой компетентности гимназистов.

Задачи:

1. Проведение мониторингов по результатам работы в рамках реализации проектов.

2. Сравнение полученных результатов с результатами 2002 года.

3. На основе выявленных в ходе социологического исследования проблем, разработать теоретический аспект их решения.

Методы исследования: - социологический опрос учащихся в форме анкетирования;

- анализ анкет.

Алгоритм осуществления исследования:

Этап

Содержание работы

Сроки

Первый этап

Социологический. Изучение правовой информированности учащихся 4-х, 9-х, 10-х, 11-х классов гимназии №1

Декабрь 2007

Второй этап

Анализирующий. Сравнение и анализ полученных результатов с результатами 2002 года.

Январь – февраль 2008

Третий этап

Теоретический. Теоретическая переработка информации, выявление проблем и поиск путей их решения.

Март 2008




  1. Основная часть.

    1. Краткое описание проекта «Знай и защищай свои права!».



Идея проекта «Знать и защищать свои права!» возникла после знакомства гимназистов с проектом ООН «Содействие развитию образования в области прав человека в России» и участия Брюхановой Н. в конкурсе творческих работ старшеклассников «Права человека в современном мире» (северо-западный регион России, организатор Юниорский союз «Дорога», г. Петрозаводск, 2002 г.). Проект создавался и реализовывался в декабре 2002 - январе 2003 года. Активными разработчиками и координаторами проекта стали учащиеся 9-А, 9-Б, 10-Б классов, работавшие под руководством учителя обществознания. При этом в реализации проекта были задействованы учащиеся 4-х, 9-х, 11-х классов не только гимназии, но и ряда школ города Мончегорска.

Авторский коллектив проекта «Знай и защищай свои права!» стал лауреатом Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги - 2003», был отмечен в рамках научно-практической конференции «Шаг в будущее» (г. Полярные Зори, 2004 г.)

2.2. Краткое описание проекта «Продвижение ценностей Конвенции ООН о правах ребенка среди детей и молодежи г. Мончегорска».
При разработке проекта «Продвижение ценностей Конвенции ООН о правах ребенка среди детей и молодежи г. Мончегорска» использовались статистические данные, полученные в результате социологического опроса. Он рассчитан на 3 года (январь 2007- декабрь 2009 года). В ходе реализации проекта задействованы несколько целевых групп по различным направлениям деятельности:

  • прямая целевая группа - волонтеры, дети до 18 лет, педагоги;

  • косвенная целевая группа - педагоги, волонтеры, дети и их родители,

  • общественность города.

Завершающим и главным итогом работы по проекту является создание постоянно действующей группы добровольцев по пропаганде правовых знаний при городской Школе волонтеров. Данная школа создана при отделе по делам молодежи администрации г. Мончегорска и осуществляет свою деятельность с 2000 г.

В проекте задействованы три стороны:

      • РПО «Спасем Детей» (Норвегия)

      • Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г. Мончегорска, детская общественная организация гимназии №1 «ДАРТС» г. Мончегорска.

      • Отдел по делам молодежи администрации г. Мончегорска.




РПО «Спасем детей» (Норвегия)

Гимназия № 1 ДОО «ДАРТС»

Отдел по делам молодежи администрации г.Мончегорска

1. Предоставление информационных методических ресурсов;

2. Финансовая поддержка проекта. Бюджет составляется ежегодно по согласию между партнерами. Финансирование основывается на финансовых средствах от организации «Спасем детей» (Норвегия), а также на финансировании от донорских организаций.

1. Предоставление помещение.

2. Работа специалистов по проекту.

3. Подготовка волонтеров гимназии № 1 и города.

4. Проведение мониторингов.

1. Решение организационных вопросов.

2. Организация проведения городских конкурсов, фестивалей.

3. Организация работы выездных обучающих лагерей.

4. Организация и проведение мониторинга в образовательных учреждениях города.




1. Координационный совет по реализации проекта.

2. Деятельность «Совета единомышленников».

Реализация международного социального проекта «Продвижение ценностей Конвенции ООН о правах ребенка среди детей и молодежи города Мончегорска»:


1 этап

Работа по реализации проекта начиналась с создания Центра по продвижению идей Конвенции и формирования волонтерских групп. Эти группы были созданы из числа социально активных представителей детей и подростков гимназии №1 (20 гимназистов из числа учащихся среднего и старшего школьного возраста).

Российское представительство объединения «Спасем Детей» (Норвегия) провело обучающий тренинг на тему «Актуальные вопросы продвижения Конвенции ООН о правах ребенка» (участвовала Молодец И.В.)

2 этап

Март 2007 г. На базе гимназии при активном участии координаторов проекта, начальника отдела по делам молодежи Журбы О.В., специалиста отдела Масленниковой В.В., заместителя директора гимназии Пшеничниковой М.В. сформированные группы добровольцев прошли тренинги через весенний обучающий лагерь для волонтеров по следующим курсам:

> Образовательный курс «Ребенок, его права и свободы» включил в себя 6 тем (12 часов специализированных учебных занятий) и обеспечил углубление правовых знаний волонтеров (Молодец И.В., учитель истории и обществоведения гимназии № 1).

Особое внимание на занятиях было обращено на теснейшую взаимосвязь прав и обязанностей (ответственности) учащихся.

>Курс «Технология работы с группой сверстников» включил в себя 10 учебных занятий, позволивших приобрести навыки работы с детским и подростковым коллективом, используя принцип «Сверстник - сверстнику» (Кучер Д.С., психолог гимназии № 1).


3 этап

Апрель-май 2007 г. Обученные волонтеры совместно с руководителями осуществляли подборку материалов (тексты, раздаточный материал, наглядные пособия) для выступлений волонтеров в детских и подростковых коллективах. Выход добровольцев осуществлялся в экспериментальные (пилотные) группы на базе гимназии №1, на родительские собрания, на заседания педагогического коллектива.

Работа волонтеров строилась по схеме:

- входное анкетирование слушателей (базовые знания),

-подача материала с использованием игровых форм, раздаточного материала, использования ТСО,

- итоговое анкетирование,

- анализ,

- корректировка учебного материала.

Таким образом, по данной схеме апробируются материалы по пропаганде правовых знаний детей в пилотных группах

4 этап

Завершается учебный год (апрель - май 2007 г.) проведением конкурса рисунков «Я и мои права» среди учащихся гимназии № 1. По результатам конкурса был произведен отбор рисунков для иллюстрации интерактивного сборника «Конвенция о правах ребенка для тебя» (Боровикова Л.Б., учитель ИЗО). В целом первый год работы был успешным, обнадеживающим, вдохновляющим.

5 этап

В период летних каникул - выход волонтеров в летние оздоровительные лагеря, находящиеся на территории города (4-5 лагерей), для проведения занятий по правовому просвещению подростков

6 этап

Осенью 2007 года были созданы добровольческие волонтерские группы на базах других образовательных учреждений города (Журба В.О.В., Масленникова В.В., Пшеничникова М.В.). 19-21 октября был организован выездной лагерь на туристической базе «Русь», где проходили обучение вновь созданные группы волонтеров. Занятия проводили координаторы проекта (Кучер Д.С., Молодец И.В.) совместно с волонтерами - инструкторами (которые отработали в проекте 1 год). К организации занятий были привлечены и педагоги города, прошедшие обучение в рамках семинара «Содержание и методика преподавания прав человека», проведенного координаторами организации «Международная амнистия» (Рощина И.А., учитель школы № 8, Шишкина Е.В., сотрудник психолого-педагогического центра «Доверие»). Было обучено 20 подростков и 10 педагогов из других образовательных учреждений, которые в дальнейшем будут продвигать ценности Конвенции ООН о правах ребенка в своих образовательных учреждениях.

7 этап

Создание в городе «Совета единомышленников», который объединит наиболее активных координаторов, волонтеров - инструкторов с целью координации работы на различных площадках города. С наработанным и апробированным материалом обученные волонтеры выходят в группы, классы образовательных учреждений города, где пропагандируют правовые знания, изучают «Конвенцию ООН о правах ребенка», Данный этап является самым продолжительным и значимым, он охватывает более пятисот человек.

К работе волонтерских групп привлекается театральная студия гимназии № 1, чтобы сделать занятия более яркими и зрелищными. Подготовка литературно - музыкальной композиции

8 этап

2009 год. Ведется работа по созданию интерактивного сборника «Конвенция о правах ребенка для тебя» по продвижению ценностей Конвенции ООН о правах ребенка:

- отбор материала;

-изложение текста с учетом возрастных особенностей детей, позволяющее в легкой, интересной и занимательной форме познакомить ребят с их основными правами и свободами;

-подготовка макета сборника;

-переговоры с представителями ряда издательств по вопросу издания.

Организация и проведение городского конкурса социальных роликов «Друзья» (продвижение идей Конвенции и профилактика насилия) среди детей и подростков города.

В рамках проекта в 2009 году - проведение конференции «Правовое воспитание детей на основе изучения «Конвенции о правах ребенка». Систематизированный опыт работы по реализации проекта будет представлен в методических материалах. В ходе подготовки проведения конференции предполагается тесное сотрудничество со средствами массовой информации (газеты, радио, телевидение) с целью:

- мотивации взрослых для участия в работе конференции,

- освещения работы и итогов конференции,

- формирования положительного восприятия общественностью деятельности волонтеров по вопросу пропаганды правовых знаний

9 этап


В 2010 году работа будет продолжена. Созданная в период деятельности проекта система будет реализовываться через работу Центра, проведение мероприятий в городе по пропаганде правовых знаний среди детей и подростков, продолжит работу «Совет единомышленников».


Этапы, реализуемые в гимназии, а затем и в других школах, сопровождаются мероприятиями, подтверждающими реальные права:

-акции «Выборы 2006, 2007» (гимназисты приняли участие в конкурсе на лучший макет диплома «Для голосующих впервые», викторине «Молодежь и избирательное законодательство»), «Выборы 2007». В гимназии проходит предвыборная кампания по выборам Председателей классных советов (осуществляются инструктажи по проведению избирательной компании в классные органы самоуправления, идет предвыборная агитация, сама процедура выборов максимально приближена к реальным ситуациям). Гимназисты примерили на себя роль кандидатов на пост Председателя классного совета, доверенного лица, участника группы поддержки. Ребята проявили инициативу, творчество, знания компьютерной техники, умение создавать рекламный продукт (видеоролики);

-деятельность классных и школьных органов ученического самоуправления,

-участие в конкурсах по правовым вопросам, городских и областных тематических викторинах, правовых олимпиадах, в т.ч. олимпиадах по основам потребительских знаний,

-участие в городском родительском собрании,

-в октябре – ноябре 2007г. в гимназии был проведен конкурс «Я и мои права», прошли выборы главы школьного ученического самоуправления.

-в декабре в присутствии высоких гостей был открыт центр по правовому образованию,

-март – апрель были посвящены проведению школьной викторины по избирательному праву; 9 работ было направлено на Всероссийский конкурс «От малой родины до гражданина России». Совместно с Отделом по делам молодежи администрации г. Мончегорска была проведена городская правовая дискотека «Права человека – мои права». Команда гимназии заняла первое место.

2.3. Проведение мониторинга по уровню правовых компетенций гимназистов.

Одной из задач гимназии №1 является проведение мониторингов по результатам работы, и одна из задач моего исследования – это проведение мониторинга.

Цель деятельности: - изучение уровня правовой грамотности гимназистов.

Методы исследования: - социологический опрос учащихся в форме анкетирования;

- анализ анкет.
Анкета для учащихся состояла из двух взаимосвязанных блоков:

1) - вопросы, касающиеся информированности школьников о существовании прав детей, с которыми должны считаться взрослые;

- вопросы об источниках получения знаний

о правах детей;

- вопросы, касающиеся знаний о нормативных документах, гарантирующих права детей;

- вопросы о формах, в которых в школе
проводится информационная работа по
разъяснению прав детей;

- вопросы, касающиеся знаний о конкретных правах детей;

- вопросы, касающиеся информированности школьников о существовании обязанностей учащихся в гимназии.

2) - косвенные вопросы, которые раскрывают сущность конкретного права применительно к системе образования;

- косвенные вопросы, которые раскрывают сущность конкретной обязанности применительно к системе образования.



2.3.1. Результаты анкетирования.

В результате проведенного анкетирования среди учащихся 4, 9, 10, 11-х классов гимназии №1 были получены следующие результаты:


Вопрос

4-е классы

19 чел.

9-е классы

44 чел.

10-е классы

44 чел.

11-й класс

18 чел.

1. Знаете ли вы о том, что ребенок имеет права, с которыми должны считаться взрослые?

А) да

Б) нет


19 – 100%

0


42 – 95%

2 – 5%


44 – 100%

0


18–100%

0

2. Какой документ в гимназии регулирует ваши права и обязанности? (самостоятельная формулировка ответа)

Устав гимн.–19–100%

Устав гимн.–16– 37%

Кодекс гим.-27-62%

Всего: 43-99%

Не знают-1-2%

Устав гимн. –

12-28%

Кодекс гим.-

29-65%

Всего: 41 – 93%

Не знают-3-7%

Устав гимн.-11-62%

Кодекс гим.-7-39%

Всего 18-100%

3. Из каких источников вы узнаете о своих правах:

А) рассказали в школе (на уроках)

Б) рассказали в школе (после уроков)

В) рассказали родители

Г) узнал от сверстников

Д) сам прочитал

Е) через Интернет

Ж) затрудняюсь ответить



18 – 95%

16 – 85%

15 – 80%

8 – 42%

4 – 21%

1 – 5%

0



34 – 78%

20 – 46%

20 – 46%

10 – 23%

29 – 67%

9 – 21%

1 – 2%



37 – 85%

12 – 28%

15 – 35%

9 – 21%

28 – 64%

5 – 12%

3 – 7%



15 – 84%

8 – 45%

6 – 34%

5 – 28%

11 – 62%

4 – 22%

1 – 6%

4. Какие формы информационной работы по изучению прав детей и порядка их защиты вы знаете?

А) урок

Б) разъяснил классный руководитель

В) проводились специальные работы

Г) проводились мероприятия по защите прав детей

Д) есть информационный стенд

Е) затрудняюсь ответить


19 – 100%

18 – 95%

18 – 95%

18 – 95%
2 – 10%

0


28 – 64%

25 – 58%

17 – 39%

11 – 25%
20 – 46%

2 – 5%


34 – 78%

17 – 39%

22 – 50%

23 – 53%
24 – 55%

2 – 5%


17 – 95%

2 – 11%

13 – 73%

12 – 67%
9 – 50%

0

5. см. ниже

6. Нарушались ли ваши права в гимназии?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить



0

19 – 100%

0



17 – 39%

27 – 62%

0



26 – 60%

15 – 35%

3 – 7%



16 – 70%

2 – 11%

0

7. Представьте, что ваши права нарушены. Знаете ли вы как можно их защитить?

А) знаю

Б) помощь родителей

В) помощь классного руководителя

Г) обратиться к администрации школы

Д) обратиться в правоохранительные органы (суд)

Е) не знаю


12 – 60%

17 – 90%

16 – 85%

5 – 27%
4 – 21%
1 – 5%


29 – 67%

11 – 25%

14 – 32%

6 – 14%
3 – 7%
3 – 7%


29 – 65%

24 – 55%

15 – 35%

13 – 30%
8 – 18%
3 – 7%


11 – 62%

3 – 17%

6 – 34%

3 – 17%
1 – 6%
2 – 11%

8. Есть ли у вас обязанности в рамках школы?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить



19 – 100%

0

0



34 – 78%

5 – 12%

5 – 12%



44 – 100%

0

0



15 – 84%

1 – 6%

2 – 11%

9. см. ниже

10. Соблюдаете ли вы свои обязанности в школе?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить



17 – 90%

0

2 – 10%



25 – 58%

3 – 7%

16 – 37%



35 – 81%

1 – 2%

5 – 12%

АиБ- 3-7%



14 – 78%

2 – 11%

2 – 11%



    1. Анализ результатов анкетирования.

Цель деятельности на втором этапе мониторинга - выявить изменения в уровне знаний учащихся о своих правах и обязанностях, используя данные социологических опросов 2002 г. (см. Приложение №1) и 2008 г.

Анализировались не только знания гимназистов, но и умения применять их на практике, отслеживался уровень понимания гимназистами своих обязанностей.

Результаты анализа, выявленные положительные и отрицательные тенденции отражены в графической и текстовой форме.

  1. Количество учеников, знающих о правах ребенка.


Знание о правах



Негативные тенденции: 5% девятиклассников до сих пор не знают о существовании своих прав, по – видимому, это связано с невнимательностью этих учеников на уроках и специальных мероприятиях.

Позитивные тенденции: по сравнению с 2002 годом (4-е 56%; 11-е 92%) уровень знаний учащихся 4-х и 11-х классов о своих правах вырос до 100%.

  1. Какой документ в гимназии регулирует права и обязанности учащихся?
  1   2   3