|
Литература и театр. Права человека 1 класс
УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА
по сказке «Гуси-лебеди»/интегрированный/
( литературное чтение и граждановедение ) Тема: Литература и театр .Права человека.
Цели: дать понятие искусства, разнообразия видов и жанров
искусства; развивать художественное тв-во;
развивать монологическую речь уч-ся, умение слушать
собеседника и вести деловой спор;
Сверхзадача: учить создавать образ художественного произведения из жизненного материала по законам искусства и воссоздавать образ художественного произведения по «вехам» ,заданным автором. План и ход урока:
1.Организованное начало.
2.Литературная часть:
1)слово учителя
Ребята, мы закончили изучать буквы, попрощались с учебником, который назывался «Учимся читать и писать» и перешли к изучению нового предмета, который называется ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
На доске я изобразила схему . Попробуйте узнать ,что здесь нарисовано.
  
 
КНИГА- это главное, чем мы занимаемся на уроке литературы.
---Но кто же эти два человечка? Кто угадает?
/ Автор и читатель /
---Откуда приходит к читателям книга?
---Вы уже научились читать и не просто читать , но и понимать, о чем эта книга, какие мысли и какое настроение передает нам рассказчик.
---Посмотрите на выставку книг. Вот какие они разные, в них печатают различные произведения. Кто может назвать какие-либо из них?
---Книги бывают разные, в них печатают и стихи, и басни, и пьесы, и загадки. Чтение разных литературных произведений и будет главным занятием на уроках литературы в течение всей вашей школьной жизни.
Ведь "прочесть книгу"-это значит увидеть все ,что стоит за словом, создать в своем воображении особый мир , в котором тебя ждут интересные встречи с людьми ,с природой, с тем ,что далеко от нас и чего мы никогда не увидели бы без книги.
Читать –это значит творить в себе другой мир, воспринимать его радости и беды, грустить и веселиться вместе с теми, кто в нем живем. И это уже большое счастье.
Услышать голос автора сквозь хор голосов всех действующих лиц ,разглядеть его сквозь чудеса ,события, характеры , понять, о чем же он хотел нам рассказать, быть в состоянии ответить ему чувством и рассуждением- вот полное счастье БОЛЬШОГО ЧИТАТЕЛЯ. ----Давайте прочитаем отрывок из одного произведения.
Узнайте, к какому литературному жанру относится это произведение. / читается отрывок из сказки «Гуси-лебеди»/
---Попробуем отгадать одну авторскую загадку.
---Как вы догадались, что это сказка?
---В какой из книг нашей выставки мы сможем её найти?
---Какая это сказка?
---Кто автор этого произведения?
Народ давным-давно сочинил это произведение, имя первого автора мы не узнаем никогда, но его сказка живет, а вместе с ней живут и ее «секреты».
---Покажите по схеме , кем мы были ,когда слушали сказку?
--- А кто написал, покажи по схеме?
---Кто такие Аленушка , мать, отец, гуси?
Как назвать их одним словом?
Как поселить их в нашей книге?
/герои, действующие лица /
---В искусстве- герой , тот кто действует, думает, чувствует, «живет» в произведении.
---А можем ли мы сами придумать продолжение сказки «Гуси-лебеди»?
---Кем мы тогда будем?
/авторы, писатели, сочинители, персонажи, рассказчики)
---Но нам сегодня предстоит не только сочинить, но и разыграть сценку, в которой герои сказки « Гуси-лебеди» будут вести разговор.
---Кто и где разыгрывает сценки?
---Есть ли этот человек на схеме?
---А мы остаемся ли читателями в театре? А кто мы?
/зрители /
---Верно. Зритель- это тот, кто зрит», т.е. смотрит. И не только смотрит, но и слушает, что говорят актеры. И оказывается, когда мы ЧИТАТЕЛИ –мы имеем дело с одним видом искусства- ЛИТЕРАТУРОЙ.
А когда мы зрители или актеры , то имеем дело с другим видом искусства- ТЕАТРОМ.
  

  
---Кто помогает актерам ставить стектакль?
/ Главный режиссер/
---Как зритель узнает , что спектакль готов к просмотру?
/ Афиша /
---Назначаю режиссером нашего спектакля Наталью Анатольевну.
/афиша, музыка Чайковского к балету «Лебединое озеро» /
---Куда понесли гуси-лебеди мальчика ?
---Что ждёт его в лесном домике Бабы Яги ?
---Какие права человека нарушила она?
УРОК-СПЕКТАКЛЬ по сказке «Гуси-лебеди»
Цели: - знакомство с Декларацией прав человека
Сверхзадача: Гуманизация учебного процесса. Социализация ребенка в окружающей жизни. Воспитание активной личности.
Учитель: Что должны увидеть зрители, чтобы им захотелось прийти на спектакль?
Дети: Афишу.
Учитель: ( показывает афиши) Вот они, афиши, перед нами.
Музыка
Учитель:
- Что ждет Иванушку у Бабы Яги?
Были ли нарушены права? Какие? Чьи? Давайте найдем статьи Декларации прав человека к книжке. Как, с чьей помощью восстановить права? (Суд) Попробуем сыграть, представить продолжение сказки, связанное с нашим изучением предмета, прав человека. попробуем сыграть суд, который мог бы состояться, если бы… . Кто мог бы обратиться в суд? (Родители Аленушки) По какому поводу? Какие действующие лица нам необходимы? Кто участвует в судебном процессе? (Адвокат, прокурор, свидетели /присяжные заседатели/) Кто из действующих лиц будет свидетелями? (Печка, речка, яблоня) Я, как режиссер, распределяю роли. (Распределение ролей) Итак, мы начинаем
Судья: Слушается дело о похищении (Бабой Ягой) маленького мальчика (Похищение совершили по ее поручению Гуси-лебеди) Слово прокурору.
Прокурор: Баба Яга поручила Гусям-лебедям украсть Иванушку, чтобы потом съесть его и покататься на его костях.
Судья: Заслушаем свидетелей.
Аленушка: Родители мне наказывали, чтобы я смотрела за братцем, а я ушла играть с подружками и забыла про все. Я была уверена, что ничего плохого с Иванушкой не случится, т.к. в нашей деревне живут хорошие и добрые люди. Я тоже чувствую себя виноватой.
Родители: Мы и думать не могли, что кто-то осмелится пойти на такое преступление. В нашу деревню ни разу не залетали Гуси-лебеди.
Печка: Я часто видела, как Гуси-лебеди уносили детей, пролетая надо мной, но что было с ними дальше – не знаю.
Яблоня: Я тоже видела, что Гуси-лебеди крали детей.
Судья: Почему же вы не сказали девочке, в какую сторону Гуси понесли братца?
Печка: Я же не знала, мне просто хотелось, чтобы Аленушка съела мой пирожок.
Яблоня: Благодаря своим высоким ветвям я проследила, куда полетели Гуси-лебеди, но я не захотела показывать путь этой дерзкой девчонке, которая оказалась повежливей, то я их вместе с братцем спрятала от Гусей-лебедей.
Речка: Мои молочные волны добегают до самой избушки Баба Яги. Я знала, что Аленушка найдет путь к Бабе Яге.
1-й Гусь: Мы народ подневольный, что народ подневольный, что нам прикажут, то мы и делаем.
2-й Гусь: Мы ничего плохого не сделали Иванушке, старались, чтобы ему удобно было сидеть, рассказывали сказки.
3-й Гусь: Мы и не думали, что Баба Яга может съесть мальчика, мы думали, что он нужен ей, чтобы скрасить старость.
Судья: Свидетели утверждают, что вы и раньше детей уносили.
Гуси: Нет, это не мы, это прежние Гуси. Нужда заставила нас пойти на эту службу. Еду давала нам Баба Яга.
Судья: Теперь надо заслушать саму Бабу Ягу.
( Видеозапись)
Судья: Слово адвокату Бабы Яги.
Адвокат Бабы Яги: Баба Яга – лесная жительница, а лесной закон – кто успел, тот и съел. Возможно, по человеческим законам она ведет себя жестоко, но может быть, она хотела лишь попугать безответственных родителей, которые оставили детей без присмотра. И с Иванушкой ничего страшного не случилось, а потому нет никакого преступления. А на нет и суда нет.
Судья: Что скажут присяжные?
Присяжные:
- Полностью оправдать Бабу Ягу нельзя. Она заставила поволноваться Аленушку. А если бы к приезду родителей она не нашла бы братца?
Я не согласен с адвокатом, Баба Яга долго общалась с людьми и должна знать их законы. Наказать надо не только Бабу Ягу, но и Гусей-лебедей, которые за горсть зерен занимаются преступными делами. Они - соучастники, какие бы причины они не называли.
Судья: Что скажет прокурор?
Прокурор: Баба Яга не успела довершить свой замысел, поэтому наказание не может быть очень строгим. Какие будут предложения?
Судья: (объявляет приговор) |
|
|