Главная страница

Литература и театр. Права человека


Скачать 77,24 Kb.
НазваниеЛитература и театр. Права человека
Дата11.02.2017
Размер77,24 Kb.
ТипЛитература

1 класс

УРОК - РОЛЕВАЯ ИГРА

по сказке «Гуси-лебеди»/интегрированный/

( литературное чтение и граждановедение )
Тема: Литература и театр .Права человека.

Цели: дать понятие искусства, разнообразия видов и жанров

искусства; развивать художественное тв-во;

развивать монологическую речь уч-ся, умение слушать

собеседника и вести деловой спор;

Сверхзадача: учить создавать образ художественного произведения из жизненного материала по законам искусства и воссоздавать образ художественного произведения по «вехам» ,заданным автором.
План и ход урока:

1.Организованное начало.

2.Литературная часть:

1)слово учителя

Ребята, мы закончили изучать буквы, попрощались с учебником, который назывался «Учимся читать и писать» и перешли к изучению нового предмета, который называется ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.

На доске я изобразила схему . Попробуйте узнать ,что здесь нарисовано.





КНИГА- это главное, чем мы занимаемся на уроке литературы.

---Но кто же эти два человечка? Кто угадает?

/ Автор и читатель /

---Откуда приходит к читателям книга?

---Вы уже научились читать и не просто читать , но и понимать, о чем эта книга, какие мысли и какое настроение передает нам рассказчик.

---Посмотрите на выставку книг. Вот какие они разные, в них печатают различные произведения. Кто может назвать какие-либо из них?

---Книги бывают разные, в них печатают и стихи, и басни, и пьесы, и загадки. Чтение разных литературных произведений и будет главным занятием на уроках литературы в течение всей вашей школьной жизни.

Ведь "прочесть книгу"-это значит увидеть все ,что стоит за словом, создать в своем воображении особый мир , в котором тебя ждут интересные встречи с людьми ,с природой, с тем ,что далеко от нас и чего мы никогда не увидели бы без книги.

Читать –это значит творить в себе другой мир, воспринимать его радости и беды, грустить и веселиться вместе с теми, кто в нем живем. И это уже большое счастье.

Услышать голос автора сквозь хор голосов всех действующих лиц ,разглядеть его сквозь чудеса ,события, характеры , понять, о чем же он хотел нам рассказать, быть в состоянии ответить ему чувством и рассуждением- вот полное счастье БОЛЬШОГО ЧИТАТЕЛЯ.
----Давайте прочитаем отрывок из одного произведения.

Узнайте, к какому литературному жанру относится это произведение.
/ читается отрывок из сказки «Гуси-лебеди»/

---Попробуем отгадать одну авторскую загадку.

---Как вы догадались, что это сказка?

---В какой из книг нашей выставки мы сможем её найти?

---Какая это сказка?

---Кто автор этого произведения?

Народ давным-давно сочинил это произведение, имя первого автора мы не узнаем никогда, но его сказка живет, а вместе с ней живут и ее «секреты».

---Покажите по схеме , кем мы были ,когда слушали сказку?

--- А кто написал, покажи по схеме?

---Кто такие Аленушка , мать, отец, гуси?

Как назвать их одним словом?

Как поселить их в нашей книге?

/герои, действующие лица /

---В искусстве- герой , тот кто действует, думает, чувствует, «живет» в произведении.

---А можем ли мы сами придумать продолжение сказки «Гуси-лебеди»?

---Кем мы тогда будем?

/авторы, писатели, сочинители, персонажи, рассказчики)

---Но нам сегодня предстоит не только сочинить, но и разыграть сценку, в которой герои сказки « Гуси-лебеди» будут вести разговор.

---Кто и где разыгрывает сценки?

---Есть ли этот человек на схеме?

---А мы остаемся ли читателями в театре? А кто мы?

/зрители /

---Верно. Зритель- это тот, кто зрит», т.е. смотрит. И не только смотрит, но и слушает, что говорят актеры. И оказывается, когда мы ЧИТАТЕЛИ –мы имеем дело с одним видом искусства- ЛИТЕРАТУРОЙ.

А когда мы зрители или актеры , то имеем дело с другим видом искусства- ТЕАТРОМ.







---Кто помогает актерам ставить стектакль?

/ Главный режиссер/

---Как зритель узнает , что спектакль готов к просмотру?

/ Афиша /

---Назначаю режиссером нашего спектакля Наталью Анатольевну.

/афиша, музыка Чайковского к балету «Лебединое озеро» /

---Куда понесли гуси-лебеди мальчика ?

---Что ждёт его в лесном домике Бабы Яги ?

---Какие права человека нарушила она?

УРОК-СПЕКТАКЛЬ


по сказке «Гуси-лебеди»

Цели: - знакомство с Декларацией прав человека




Сверхзадача: Гуманизация учебного процесса.

Социализация ребенка в окружающей жизни.


Воспитание активной личности.

Учитель: Что должны увидеть зрители, чтобы им захотелось прийти на спектакль?

Дети: Афишу.

Учитель: ( показывает афиши) Вот они, афиши, перед нами.

Музыка

Учитель:

- Что ждет Иванушку у Бабы Яги?

  • Были ли нарушены права? Какие?

  • Чьи?

  • Давайте найдем статьи Декларации прав человека к книжке.

  • Как, с чьей помощью восстановить права? (Суд)

  • Попробуем сыграть, представить продолжение сказки, связанное с нашим изучением предмета, прав человека. попробуем сыграть суд, который мог бы состояться, если бы… .

  • Кто мог бы обратиться в суд? (Родители Аленушки)

  • По какому поводу?

  • Какие действующие лица нам необходимы?

  • Кто участвует в судебном процессе? (Адвокат, прокурор, свидетели /присяжные заседатели/)

  • Кто из действующих лиц будет свидетелями? (Печка, речка, яблоня)

  • Я, как режиссер, распределяю роли. (Распределение ролей)

  • Итак, мы начинаем


Судья: Слушается дело о похищении (Бабой Ягой) маленького мальчика (Похищение совершили по ее поручению Гуси-лебеди) Слово прокурору.

Прокурор: Баба Яга поручила Гусям-лебедям украсть Иванушку, чтобы потом съесть его и покататься на его костях.

Судья: Заслушаем свидетелей.

Аленушка: Родители мне наказывали, чтобы я смотрела за братцем, а я ушла играть с подружками и забыла про все. Я была уверена, что ничего плохого с Иванушкой не случится, т.к. в нашей деревне живут хорошие и добрые люди. Я тоже чувствую себя виноватой.

Родители: Мы и думать не могли, что кто-то осмелится пойти на такое преступление. В нашу деревню ни разу не залетали Гуси-лебеди.

Печка: Я часто видела, как Гуси-лебеди уносили детей, пролетая надо мной, но что было с ними дальше – не знаю.

Яблоня: Я тоже видела, что Гуси-лебеди крали детей.

Судья: Почему же вы не сказали девочке, в какую сторону Гуси понесли братца?

Печка: Я же не знала, мне просто хотелось, чтобы Аленушка съела мой пирожок.

Яблоня: Благодаря своим высоким ветвям я проследила, куда полетели Гуси-лебеди, но я не захотела показывать путь этой дерзкой девчонке, которая оказалась повежливей, то я их вместе с братцем спрятала от Гусей-лебедей.

Речка: Мои молочные волны добегают до самой избушки Баба Яги. Я знала, что Аленушка найдет путь к Бабе Яге.

1-й Гусь: Мы народ подневольный, что народ подневольный, что нам прикажут, то мы и делаем.

2-й Гусь: Мы ничего плохого не сделали Иванушке, старались, чтобы ему удобно было сидеть, рассказывали сказки.

3-й Гусь: Мы и не думали, что Баба Яга может съесть мальчика, мы думали, что он нужен ей, чтобы скрасить старость.

Судья: Свидетели утверждают, что вы и раньше детей уносили.

Гуси: Нет, это не мы, это прежние Гуси. Нужда заставила нас пойти на эту службу. Еду давала нам Баба Яга.

Судья: Теперь надо заслушать саму Бабу Ягу.

( Видеозапись)

Судья: Слово адвокату Бабы Яги.

Адвокат Бабы Яги: Баба Яга – лесная жительница, а лесной закон – кто успел, тот и съел. Возможно, по человеческим законам она ведет себя жестоко, но может быть, она хотела лишь попугать безответственных родителей, которые оставили детей без присмотра. И с Иванушкой ничего страшного не случилось, а потому нет никакого преступления. А на нет и суда нет.

Судья: Что скажут присяжные?

Присяжные:

- Полностью оправдать Бабу Ягу нельзя. Она заставила поволноваться Аленушку. А если бы к приезду родителей она не нашла бы братца?

  • Я не согласен с адвокатом, Баба Яга долго общалась с людьми и должна знать их законы.

  • Наказать надо не только Бабу Ягу, но и Гусей-лебедей, которые за горсть зерен занимаются преступными делами. Они - соучастники, какие бы причины они не называли.

Судья: Что скажет прокурор?

Прокурор: Баба Яга не успела довершить свой замысел, поэтому наказание не может быть очень строгим. Какие будут предложения?

Судья: (объявляет приговор)