Главная страница

Лекции по теме «Музыка Средневековья»


Скачать 463,3 Kb.
НазваниеЛекции по теме «Музыка Средневековья»
страница1/2
Дата03.12.2016
Размер463,3 Kb.
ТипЛекции
  1   2

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

По теме «Музыка Средневековья»
Вопрос классу: Какое место занимает музыка в Средние века?
В музыке Средневековья господствует монодический склад. Была преимущественно анонимной.

606 год- кодификация папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви «Григорианский антифонарий».
Звучит музыкальный фрагмент №1 и №2

Вопрос классу: Каков характер этой музыки?
Григорианские хоралы делились на две группы:

- распевные, связанные с формированием мессы

- речитативные, связанные с формированием пассионов.
Месса- католическое богослужение.

Название «месса» происходит от латинского выражения

«Ite, missa est ecclesia» – «Идите, собрание распущено». Этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание; в церкви могли оставаться только принятые в общину. Текст мессы обычно поется, реже – читается. Язык месс – латинский.

Мессы бывают:

обиходные (Ordinarium)

заупокойные (Requiem)

торжественные (Solemnis).

Месса имеет 6 частей:

Кyrie eleison («Господи, помилуй»),

Gloria («Слава в вышних»),

Сredo («Верую»),

Sanctus («Свят»), Benedictus («Благословен»),

Agnus Dei («Агнец Божий»).


Пассионы- повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху.

Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. В них был развит элемент театральности. Речитативные разделы чередовались с вокальными – хоровыми.
Литургическая драма – более народная, светская по духу,театральная.

С середины 1 тыс. Страсти Христовы стали обрастать бытовыми подробностями, жанровыми сценками, что вызвало беспокойство церкви, и, в результате произошло отделение от пассионов другого жанра, более народного и театрального – литургической драмы. Она исполнялась в любое время, сюжеты – библейские. Допускались не только речетативы и мелодии типа Григорианского хорала, но и лирические песни, музыка шествий, танцев. В этом жанре была возможность участия ансамбля.
На певческую практику Англии и Франции влиял несохранившийся до наших дней фольклор этих стран. Именно в них на рубеже тысячелетия в церковной практике начало появляться многоголосие.
Первые образцы полифонии : имитационные, контрапунктические (cantus firmus- техника пения на основную мелодию), бурдонные ( один выдержанный звук в основе).
Звучит музыкальный фрагмент №10 «органум»

Вопрос классу:

Какой из этих трёх образцов представлен в музыкальном отрывке?
Жанры полифонии: канон, мотет (светский, mot-слово).

Большой популярностью пользовались мотеты как духовные так и светские, каждый голос которого мог звучать на разных языках или с разными текстами.

Порой это выглядело, как вызывающее озорство.
Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам.

Первые композиторы школы Нотр-Дам ЛЕОНИН (12 в.) и ПЕРОТИН (13 в.)

Изобретатель линейной нотации Гвидо из Ареццо (995-1050гг.)


Звучит музыкальный фрагмент №16 «Земляничка свежая».

После Крестовых походов важную роль играет рыцарская культура, на которую повлияли идеалы и ценности светской жизни арабского Востока. Впервые в европейской культуре появились темы любви, подвига, верности рыцарскому долгу, красоты природы, весёлого пиршества.

Формируется камерная светская музыка. Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть.
  1   2