Главная страница

Конкурса лучших учителей в рамках пнп «Образование» 2007года по проблеме «Проектно-исследовательский метод обучения в начальном звене с использованием новых информационных технологий»


Скачать 111,79 Kb.
НазваниеКонкурса лучших учителей в рамках пнп «Образование» 2007года по проблеме «Проектно-исследовательский метод обучения в начальном звене с использованием новых информационных технологий»
Дата08.02.2017
Размер111,79 Kb.
ТипКонкурс

Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Курманаевская средняя общеобразовательная школа» Касимовой Камкии Самигуловны (высшее педагогическое образование, 1квалификационная категория, победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНП «Образование» 2007года по проблеме

«Проектно-исследовательский метод обучения в начальном звене с использованием новых информационных технологий»

В начальном звене обучения эта проблема актуальна: многие изменения, происходящие в обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека. Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Из опыта работы я знаю, что выпускники начальной школы недостаточно хорошо владеют умениями пользоваться информацией. Причина в том, что весь начальный этап обучения единственным носителем информации выступает учебник, преобладает устная работа с текстом описательного характера. В основную же школу заложены другие формы предъявления информации и задачи работы с ней. Успешная адаптация к новым социальным условиям обучения в старшем звене требует пути ее решения.

В работе над проблемой я увидела значимость проектно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных, исследовательских навыков. Информатизация обучения имеет важнейшее значение для исследования и познания ребёнком окружающего мира.

Цель проблемы состоит в повышении интереса к обучению, эффективности к самостоятельному извлечению информации учащихся начальной школы, психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе.

Задачи:

  1. Формирование информационно - коммуникационной компетентности школьников.

  2. Становление информационной культуры и компьютерной грамотности.

  3. Изучение методических подходов к созданию «проекта» школьника в урочное и внеурочное время.

  4. Развитие интеллектуального мышления, творческих способностей младших школьников.

  5. Развитие творческих умений, необходимых для самостоятельной, познавательной и практической деятельности.

Обогащение теоретической базы по проблеме я получила во время прохождения курсов программы 1п1е1. Курсы и обучающие семинары задали новые ориентиры стратегии саморазвития: самостоятельное изучение психолого-педагогической литературы педагогов П.П. Блонского, И.Н. Ганелина, Леонтовича А.В., Савенкова А.И. по проектной и исследовательской деятельности, изучение для работы универсальных средств инструментальной дидактики, использование Интернет-ресурсов. На основе педагогической идеи, что обучение является образовательным процессом, приводящим к развитию личности в социуме одновременно с изменениями в самом социуме, я определила принципы, методы и формы работы, обосновав их в своей аттестационной работе.

Новизна опыта состоит в том, что внедрение метода проектов в учебный процесс способствует осознанию возможности и перспективы использования информационных технологий в качестве инструмента для самостоятельной исследовательской деятельности. Ученик становится не только активным участником, но и ведущим субъектом в процессе получения новых знаний. Реализация метода проекта на практике ведет к изменению роли учителя в процессе обучения.

Из носителя готовых знаний он превращается в координатора познавательной деятельности учащихся.

Поставив перед собой цель, задачи, представив конечный результат работы над проблемой, я определила технологию опыта:

1) последовательность действий - осознание цели, изучение состояния, постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка;

2) анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества и реальным потребностям практики, т.е. педагогическим затруднениям;

3) последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий;

4)соотнесение опыта к конкретным условиям;

Организационно-методическая система предполагает:

- сочетание традиционных и нетрадиционных форм организации учебного процесса;

- самостоятельный поиск материалов учащимися и учителем;

- умение видеть проблему и пути её решения;
- анализ описания достигнутых результатов;

- передача опыта педагогам - коллегам в виде рассказа, доклада, выступлений, творческих семинаров, открытых мероприятий.

Метод проектов охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся. Технология предполагает систематизацию ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка собственных положений и выводов, то есть, включение в работу элементов экспериментального характера. Опыт доступен любому педагогу.

Проанализировав опыт работы до работы над проблемой и после, я увидела положительную динамику в росте познавательного интереса учащихся до и после с 65% до 92%. Исследовательская работа учащихся способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам, развивается самостоятельность. Растёт процент участия детей в творческих и исследовательских проектах с 72% до 100 %. Повышается качество творческих работ учащихся путём организации работы над формулировкой проблемы, наглядностью проблемы. Усиливается мотивация к обучению. Появляется «ситуация успеха», происходит развитие интеллекта, креативности мышления и, как результат, дети занимают призовые места в конкурсах различного уровня 1-18, 2-7, 3-3.

Опыт реализуется в работе с учащимися младшего звена обучения, начиная с первого класса, продолжается в среднем звене. Овладение информационными технологиями в начальных классах позволило детям адаптироваться к новым условиям обучения и воспитания среднего звена. На базе моего класса учитель истории проводил мастер-класс по проектной методике. Реализация опыта идет и через формирования информационно-образовательной среды для учителей не только школьного, но муниципального и регионального уровней.

Условия, при которых, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:

  • повышение образовательного ценза учителя;

  • свободное владение информационными технологиями учителем;

  • наличие соответствующего оборудования и места для проведения занятий в ОУ;

  • возможность проведения простейших экспериментов и опытов;

  • сотрудничество с социумом, родителями;

  • заинтересованность администрации ОУ;

  • наличие образовательных Интернет- ресурсов;

- эффективное сотрудничество по обмену опытом с коллегами на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях;

- использование ресурсов дополнительного образования.

Аннотация к проекту «Нить поколений»

При опросе учащихся мы очень часто сталкиваемся с таким фактом, что многие из них не смогут вспомнить место работы родителей, их специальность и образование. Этот маленький пример - лишь одно из свидетельств кризиса «отцов и детей», отсутствия общих духовных интересов разных поколений во многих современных семьях. Как преодолеть этот разрыв, соединить разорванную нить? Ответ на свой вопрос я нашла, работая над проектом «Нить поколений» Опыт показал, что совместная работа учащихся, их родителей, бабушек и дедушек над своей родословной ещё больше способствует объединению младших и старших поколений.

Работая в младшем школьном звене, я, конечно понимаю, что работы младших и старших будут отличаться глубиной проникновения в историю семьи: в идеале у старшеклассников должны быть серьезные генеалогические исследования, а учащихся младшего школьного возраста - небольшие занимательные рассказы о семейных историях и преданиях, наивные, но искренние сочинения о близких. Но в этой работе заложен большой нравственный смысл, ведь, как отмечал еще А.С.Пушкин, «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».
Заседание кружка «Ритм»

Тема: «Отчет участников проекта «Нить поколений» о проделанной работе».

Цели:

-формирование у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности через

изучение родословной, истории своей семьи, обычаев;

-привлечение учащихся к изучению истории своей семьи;

- воспитание уважительного, бережного отношения к традициям и истории старшего

поколения;

-развитие логико-информационных умений и навыков.

Ход заседания:

I.Сообщение темы и целей заседания.

Сегодня на заседании мы заслушаем отчет о работе над проектом «Нить поколений» с

целью, чтобы выяснить «Применима ли к нам знаменитая фраза Шекспира: «Порвалась

связь времен?»

II. Вступительное слово учителя:

Род человеческий состоит из поколений - это великая мудрость нашего бытия. Человек утверждается не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как живое звено в цепи поколений. Чем больше мы дорожим памятью своих дедов, отцов и прадедов, тем глубже мы чувствуем ответственность за будущее.

Работая над проектом, вы прикоснулись к истории своей семьи, к своим корням. Перед вами возникали вопросы, на которые вы искали ответы.

  1. Показ презентации «Нить поколений»

  2. Показ презентации «О моем дедушке» У.Подведение итогов.

Проект «Нить поколений»

Актуальность:

Воспитание учащихся и молодежи на традициях предков, интересы к истории, культуре

родного края, семьи, её родословной, обычаев, связи поколений

Цель: формирование у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности

через изучение родословной, истории своей семьи, обычаев.

Задачи:

I ступень.

Задачи:

  1. Начать изучение родословной своей семьи.

  2. Провести исследования в рамках подпроекта «Война и моя родословная»

II ступень.

Задачи:

  • привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе;

  • продолжить изучение родословной семьи и сбор материалов;

  • организовать экскурсии в краеведческий музей с целью изучения истории родного края.

III ступень.

Задачи:

  • организовать краеведческие экспедиций, походы;

  • участвовать в научно-практических конференциях;

  • проводить тематические диспуты викторины, лекции, беседы.

Участники проекта:

  1. учащиеся, родители;

  2. социальные партнеры (сотрудники музея, архива, редакции, библиотеки и т.д.)

Начальные классы

1 классы 2 классы 3 классы 4 классы

1. Поисковая Сочинение Фотовыставка Беседа с Составления
работа по истории «Моя семья» «Мои самые родителями генеалогического
своей семьи Фотоконкурс дорогие люди» «Наш древа. Работа по

«Мои бабушка семейный изучению

и дедушка» фотоальбом» истории своей

семьи в годы
ВОВ

2.Обогащение Фотовыставка Сочинение Встречи Публикации в
копилки СМИ
исторических

событий

3.Организация Посещение Посещение краеведческого музея, организация

экскурсий, детской киноуроков.

походов библиотеки

4.Систематизация Беседы с Фотоальбомы Написание Изучение

изучения родителями сочинений родословной

родословных своей семьи,

составление генеалогического

древа»

5.Участие в Конкурсы Конкурсы Районная Семейные

конференциях, рисунков, рисунков, конференция праздники,

конкурсах стихотворений, стихотворений. «Живая связь публикации времен», времен», в газете,

презентации. Всероссийский

фестиваль

«Портфолио"

Направления деятельности:

  • поисковые работы по истории;

  • организация посещения музея, архива;

  • систематизация изучения родословных;

  • участие на конференции и конкурсах учащихся по краеведению

Ожидаемые результаты: приобретение учащимися навыков научно-исследовательской работы, привитие бережного отношения к своим корням, предкам, создание презентаций, исследовательских работ

Критерии оценки:

  • отзывы посетителей музея;

  • анализы проведенных мероприятий;

- результаты участников конференций и конкурсов.