Главная страница

Концепция системы электронного образования на 2015-2017 годы в Миякинском районе Республики Башкортостан Введение


Скачать 129,81 Kb.
НазваниеКонцепция системы электронного образования на 2015-2017 годы в Миякинском районе Республики Башкортостан Введение
Дата02.12.2016
Размер129,81 Kb.
ТипДокументы


Концепция системы электронного образования

на 2015-2017 годы в Миякинском районе Республики Башкортостан

1. Введение

Введение федеральных государственных образовательных стандартов предполагает повышение интерактивности и индивидуализации обучения, которые достигаются путем применения в современном образовательном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Республике Башкортостан» на 2013-2017 годы отмечает, что стратегическими задачами современной системы образования являются совершенствование и развитие информационно-технологической базы образовательных организаций, повышение информационных компетенций работников образования, внедрение современных методов обучения на базе ИКТ.

Настоящая Концепция системы электронного образования на 2015-2017 годы (далее - Концепция) дает оценку текущему состоянию информатизации образования, а также определяет направления и основные мероприятия внедрения единой системы электронного образования в образовательных организациях Миякинского района.

Используемые определения:

Электронное образование – применение в образовательном процессе (обучении, воспитании, управлении) информационно-коммуникационных технологий, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).

Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Смешанное обучение – («Blended learning») обучение с использованием в той или иной мере как электронного, так и аудиторного обучения.

2. Анализ текущего состояния

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования предполагает повышение интерактивности и индивидуализации обучения, что обеспечивается применением в современном образовательном процессе различных форм электронного образования. Участие республики в федеральных проектах по оснащению средствами информатизации значительно улучшило состояние материально-технической базы общеобразовательных организаций, которое можно охарактеризовать как достаточное для перехода к повсеместному внедрению системы электронного образования.

В районе создана оптимальная сеть образовательных услуг, направленных на максимальное удовлетворение потребностей и запросов детей.

Информационное образовательное пространство района включает в себя все структуры отдела образования и 70 образовательных организаций. Это:

- 1 башкирская гимназия,

- 17 средних школ,

- 7 основных школ, 5 из которых являются филиалами средних школ,

- 2 начальные школы-детский сад,

- 8 начальных школ, которые являются филиалами средних школ,

- 33 дошкольное учреждение, 26 из которых являются филиалами,

- 2 учреждения дополнительного образования.

В настоящее время в школах используется более 374 стационарных компьютеров (из них 158 получены ранее 2010 г. - 46%), 281 ноутбуков, 42 интерактивных досок, 89 проекторов, 19 кабинетов информатики, 42 интерактивных кабинетов. В МОБУ СОШ с.Анясево, МОБУ БГ с.Ильчигулово, МОБУ СОШ с.Зильдярово компьютеры ранее 2010 г. составляют 100%.

По требованиям внедрения ФГОС рабочее место каждого учителя должно быть автоматизированным. Для реализации данного требования 200 учителей получили ноутбуки, из них более 100 – учителя начальных классов, где ФГОС внедрены в первую очередь. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» 30 школ района подключены к Интернет. В 17 школах скорость доступа составляет 1-2 Мбит/с., в остальных ниже 1 Мбит/с. Исходя из данных видно, что в целом скорость передачи данных высокая, однако в отдельных сельских школах скорость на столько низкая, что затрудняется в полной мере организация коллективной онлайн-работы обучающихся и преподавателей, в том числе с использованием систем дистанционного обучения.

С 2012 года, в связи с высокими темпами оснащения автоматизированными рабочими местами учителей, одно из основных направлений работы – обеспечение доступа к Интернет 100% компьютеров, используемых в обучении и управлении школой. Работа по созданию школьных локально-вычислительных сетей (ЛВС) идет медленно, только в с.Качеганово, с.Зильдярово, с.Новые Карамалы проведена полностью, частично в МОБУ СОШ №1, №2 с.Киргиз-Мияки, с.Анясево, МОБУ ООШ с.Миякитамак в остальных школах ЛВС проведены только в кабинетах информатики.

При распределении ноутбуков одно из основных требований – наличие удостоверения повышения квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Всего в школах района ведут трудовую деятельность 24 учителей информатики. Количество учителей, владеющих компьютером 90% и владеющих информационно-коммуникационными технологиями составляет 70%. Ежегодно учителя проходят курсы повышения квалификации в сфере применения ИКТ на уроках. С поступлением компьютерного оборудования в образовательных учреждениях района педагогические работники активно стали использовать его в своей профессиональной работе. В образовательном учреждении появляется большое количество презентаций и проектов учителей и учащихся, методических разработок уроков с применением ИКТ и ресурсов Интернет. С каждым годом увеличивается количество педагогов, владеющих ИКТ. Внедрение новых информационных технологий в систему общего образования помогает учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Кроме того, применение ИКТ в образовательном процессе является одним из критериев при аттестации педагогов на квалификационные категории.

Учителями востребованы не только федеральные образовательные ресурсы, но и информационно-образовательный портал Республики Башкортостан — oprb.ru, созданный по инициативе Башгоспедуниверситета. Портал рассчитан, прежде всего, на оказание методической поддержки учительства и решает задачу создания распределенного сообщества пользователей системы образования, ведущих общую методическую деятельность. Сегодня на портале размещено более 2368 уроков и методических разработок.

С 2013 г. в школах апробированы электронные журналы. Широкого распространения они не получили в связи с малой скоростью Интернета и отсутствием ЛВС в учебных и рабочих кабинетах учителей.

Система электронного образования включает в себя возможности не только электронного обучения, но и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) с активным использованием сетевого взаимодействия образовательных организаций, учащихся и педагогов. В рамках комплекса мер по модернизации общего образования Республики Башкортостан в 2011-2012 годах организована система дистанционного обучения общеобразовательных организаций, к которой подключены 100% школ. Теперь каждая школа может проводить онлайн мероприятия и вебинары с использованием интернет ресурсов, только вот качества трансляции из-зи низкой скорости интернет оставляет желать лучшего.

3. Цель и задачи системы электронного образования

Цель системы электронного образования – обеспечение доступности качественного образования на основе использования ИКТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Развитие нормативного правового обеспечения системы электронного образования.

2.Развитие технологической инфраструктуры образовательных организаций.

3. Применение электронных образовательных ресурсов, в том числе электронных учебников в процессе обучения.

4. Расширение применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

5. Внедрение информационных систем сопровождения образовательных процессов, обеспеченных защитой согласно требованиям действующего законодательства.

6. Подготовка кадров в сфере электронного образования.
4. Основные направления и механизмы реализации Концепции

4.1. Развитие нормативного правового обеспечения системы электронного образования

Правовой основой для системного внедрения электронного образования являются:

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61),

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 мая 2009 года № 171 «Об информатизации системы образования Республики Башкортостан»,

Долгосрочная целевая программа «Развитие информационного общества в Республике Башкортостан» на 2012-2017 годы (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2012 г. № 251) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан» на 2013-2017 годы (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 г. № 54),

Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»,

Указ Президента Республики Башкортостан от 9 сентября 2013 года № УП-260 «О Совете при Президенте Республики Башкортостан по развитию электронного образования»,

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 13 сентября 2013 года № 1510 «О создании рабочей группы по электронному образованию»,

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан №2045 от 29 ноября 2013 г. «Об итогах работы Коллегии Министерства образования Республики Башкортостан по реализации электронного образования».

4.2. Развитие технологической инфраструктуры образовательных организаций

Технологическая инфраструктура общеобразовательной организации, реализующей электронное образование, включает следующие компоненты:

  • современное компьютерное и интерактивное оборудование,

  • индивидуальные интерактивные средства обучения,

  • серверное оборудование,

  • локально-вычислительную сеть и сетевое оборудование для объединения рабочих мест в учебных и рабочих кабинетах,

  • широкополосный доступ к Интернет,

  • электронный контент,

  • программное обеспечение для организации коллективной работы и тестирования знаний обучающихся,

  • системы сопровождения образовательного процесса.


При развитии технологической структуры необходимо организовывать работу в следующих направлениях:

  • создание единого сетевого информационно-коммуникационного образовательного пространства образовательных организаций для обеспечения непрерывной интернет-поддержки учебного процесса;

  • обеспечение информационной защиты;

  • постоянное развитие и обновление предоставляемых системой электронного образования сервисов.


4.3. Применение электронных учебников

Повседневное применение в практике школ и колледжей электронных учебных материалов, в том числе и частичная замена книжных учебников электронными, проводится в соответствии с ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно методическим рекомендациям Федерального института развития образования основными структурными компонентами электронного учебника являются:

1) основной материал, содержание основного учебного материала определяется ФГОС;

2) пояснительные тексты, к которым относятся графические изображения и формулы;

3) дополнительный материал, служащий для расширения и углубления базовых знаний;

4) навигационный аппарат – это удобный интерфейс, ссылки на нужную информацию;

5) аппарат организации усвоения – это задачи и вопросы для проверки знаний, задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий.

При реализации данного направления образовательным организациям района необходимо:

  • расширение работы с издательствами,

  • формирование межшкольного электронного контента.


4.4 Расширение применения дистанционных образовательных технологий

Основные направления применения ДОТ.

1. Создание условий для применения ДОТ при реализации основной образовательной программы, в том числе:

  • обучение учеников малокомплектных школ;

  • подготовка одаренных детей, заинтересованных в углубленном или расширенном изучении отдельных курсов;

  • обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Применение ДОТ для организации сетевого взаимодействия при проведении открытых уроков, вебинаров, телеконференций, профильной подготовки учащихся 10-11 классов, готовящихся к поступлению в вузы.
4.5. Внедрение систем сопровождения образовательного процесса

Данное направление предполагает внедрение систем, выполняющих следующие функции:

  • отражение статистики обучения и динамики уровня знаний;

  • проведение тестирования знаний как самостоятельного, так и в ходе итоговой аттестации;

  • учебное администрирование;

  • предоставление педагогам развитого инструментария для создания уроков;

  • организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в глобальной и локальной сети.

Доля образовательных организаций, использующих системы сопровождения образовательного процесса, должны составить к 2017 году 100%.

4.6. Подготовка кадров в сфере электронного образования

Необходима широкомасштабная подготовка педагогов по применению электронных учебников и ДОТ, в том числе дистанционных.

Доля учителей, повысивших квалификацию в сфере ИКТ, должна составить к 2017 году 100%.

Необходимо совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере электронного образования, а именно:


5. Этапы и индикаторы внедрения системы электронного обучения

Этапы внедрения системы:

I этап – 2015 год – совершенствование нормативной базы;

II этап – 2015 год – обучение педагогов методике применения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

III этап – 2016 год – реализация проектов по организации электронного образования, как минимум, в 30% образовательных организаций района;

IV этап – 2016-2017 годы – распространение проекта по электронному образованию на 100% образовательных организаций района.

Число образовательных организаций, применяющих электронное образование, достигнет к 2017 году 100%, в том числе по годам:

2015 год – до 30%,

2016 год – до 50%,

2017 год – до 100%.

Приложение

Показатели реализации Концепции

1. Разработка нормативных актов и регламентирующих документов по следующим направлениям:

  • создание инструктивно-методической базы применения электронных учебников;

  • разработка инструктивно-методической базы применения ДОТ;

  • разработка требований к системам сопровождения образовательных процессов, в том числе к системам предоставления сведений об успеваемости учащихся.

2. Развитие технологической инфраструктуры единой системы электронного образования, в том числе: численность учащихся на один компьютер по годам:

2015 год — 5,9,

2016 год — 5,8,

2017 год — 5,7.

доля образовательных организаций, имеющих локально-вычислительные сети, по годам:

2015 год – до 80%,

2016 год – до 100%.

3. Применение электронного обучения.

Доля образовательных организаций, применяющих электронное обучение, по годам:

2015 год – до 20%,

2016 год – до 50%,

2017 год – до 100%.

4. Развитие дистанционных образовательных технологий.

К 2015 году планируется применение различных форм дистанционного образования в 100% образовательных организаций.

5. Внедрение систем сопровождения образовательного процесса.

2015 год – внедрение электронных журналов в 100% образовательных организаций

6. Подготовка кадров в сфере электронного образования.

Доля педагогов, повысивших квалификацию в сфере электронного образования, по годам:

2015 год – 51%,

2016 год – до 70%,

2017 год – до 100%.