Главная страница

Классного


НазваниеКлассного
страница1/6
Дата03.12.2016
Размер1,32 Mb.
ТипРабот
  1   2   3   4   5   6

Спутник классного руководителя №7, 2010

КУЛТЫШЕВА М.Е., учитель французского языка МОУ «Гимназия №1»,

г. Kupoeo-Чепецк, Кировская обл.
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ В 11-М КЛАССЕ
1. ПРЕАМБУЛА

Если театр начинается с вешалки, дружба с улыбки, Родина - с картинки в букваре, то профессия учителя должна начинаться со стремления к чистоте и благородству собственных помыслов.

Любая профессия имеет истоки, обращение к которым определяет ее успех. На мой взгляд, существуют неоспоримые истины, связующим звеном которых являются три маленьких, но очень содержательных слова: если, когда, пока.

А именно:


ЕСЛИ

  • ставку делать на более перспективное дело и вести работу с дальним прицелом;

  • есть определенные амбиции, которые помогают добиваться поставленной цели;

  • быть легким на подъем и умело справляться с проблемами, встречать трудности с вызовом и неизменно одерживать верх над трудными обстоятельствами;

• не огорчаться от временных неудач и никогда не терять голову от временных успехов;

• своим заразительным энтузиазмом зажигать свой коллектив и безумно хотеть «все сущее увековечить, безличное вочеловечить, несбывшееся воплотить»;

  • никогда не действовать топором там, где достаточно лишь легкого прикосновения кисточки;

  • смело зажигать сердца и отдавать их детям, чтобы они ярче горели для общего дела

КОГДА

• все победы начинаются с победы над собой и задаешься вопросом: «Если не я, то кто же?»;

• блеск одного отражается на других;

  • не покидают творческие силы, творческий трепет в душе, и азарту и творчеству все возрасты покорны;

• налицо причастность к общему делу и в «штормовом море» все в одной лодке гребут в одном направлении

ПОКА

• бой продолжается и обещает быть вечным, а покой только снится;

• царит приятная атмосфера искреннего содружества;

• горишь в пламени творческих страстей;

• не исчерпан запас переполняющих идей



Все это в сумме - результат!

Что важнее - процесс или результат? Наверное, процесс, ибо он дает результат. Трудно? А как же! Таково наше предназначение - сеять разумное... Вся гордость учителя в росте посеянных им семян.

Нам положено трудиться, но нам не дано завершать труды наши, ибо учитель -профессия дальнего действия!
2. ЧТО И КАК ВОСПИТЫВАТЬ?

Эта легенда придумана не нами.

Эта легенда длится веками...

«Что сделаю я для людей?» -

Сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь,

И вырвал из нее свое сердце,

И высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца.

Горящее сердце Данко стало факелом великой любви к людям.

Горящее сердце стало для нас гордым призывом:

«Бери свое сердце, зажги его смело!

Отдай его детям, чтоб ярче горело!

Для общего счастья, для общего дела!»

А с чего начинать, чтоб ярче горело? С самого простого, как Данко, с чистых по­мыслов, а остальное все приложится.

Это любопытная, интересная роль: наблюдать, пытаться понять своих ребят, их желания, мысли, эмоции.

Я пыталась войти в эту роль, не руководствуясь четко расписанными инструкциями и методическими рекомендациями классному руководителю, а с позиции:

Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить.

Я захожу в свой класс!

Сколько характеров, отдельных поступков и судеб целиком! Все надо охватить! Все и всех надо понять!

«Казни, но выслушай» - кажется, такой принцип был еще у римлян. Он исключительно справедлив, потому что гарантирует уважение к личности в самых крайних обстоятельствах.

Можно также перечислять множество педагогических приемов, форм работы по тому или иному направлению.

На серебряном долларе латинская надпись гласит «Из много - одно».

Беру один аспект - нравственную культуру, культуру во всех ее проявлениях. Ведь неоспоримая истина, что нравственная культура пронизывает, пропитывает все стороны жизнедеятельности человека.

Сразу же напрашиваются два вопроса: «Что?» и «Как?».

Начну с вопроса «Что?».

Каждый божий день наши подопечные, самые умненькие, благоразумненькие, в общем, самые-самые во всех отношениях подают нам сигналы к активным действиям, к тому, к чему есть смысл стремиться и чего хотелось бы добиться.

Нравственные качества - духовные и душевные - необходимы человеку в обществе. Дом, ответственность, уважение, порядочность, доброта, человечность...

Уже набили оскомину эти слова, стали банальны. Но, слава богу, не стерся смысл этих слов.

Следующий вопрос: «Как?».

На Востоке говорят: «Если ты дашь голодному рыбу - ты накормишь его один раз. Если ты научишь его ловить ее - ты накормишь его навсегда». Другими словами:

Скажи и я забуду. Покажи и я запомню. Научи и я буду делать. Есть смысл в данном случае придерживаться этого принципа и учить ребят вместе достигать и приобретать то, что для них принципиально важно, и чтобы их сказочным ладьям было легче разбиваться о скалы реальной действительности.

Очень часто я прихожу к мысли: «Мне кажется, я их чему-то учу, а это они ме­ня учат».

Как-то на классном часе я сказала детям, что в споре рождается истина, и мы сегодня в этом убедимся. Для размышления подкинула такие мысли:

  1. Человек может допустить одну ошибку. Признание ее облагораживает его. Но дважды облагораживает, если он исправит ее.

  2. Можно гордиться не только большими победами, но и маленькими добрыми делами.

Естественно, я преследовала определенную цель, организуя такой диспут, но я и предположить не могла, что все это выльется не в разумный спор, а превратиться в самый настоящий раздор: кто-то яростно отстаивал свою точку зрения, не слыша доводы остальных, кто-то зациклился на своих жизненных примерах, а кого-то вообще повело не в ту сторону. Взахлеп, с упоением понося своего соседа по парте и доказывая, что он даже на самые маленькие добрые дела не способен. Ну а реакция соседа не поддается никакому описанию. После всего этого один мальчик грустно подвел итог: «В споре никогда не рождается истина. В споре не рождается ничего, кроме обид и конфликтов».

Мне оставалось только вписаться в этот неожиданный поворот, оправдывая свои первоначально благие намерения: «Но ведь конфликт-то получился содержательным?»

Нужно, наверное, вот еще, что отметить. Мудрые говорят, что приобретать нужно то, что нельзя у нас отнять. Можно с большей долей уверенности предположить, что отнять нельзя впечатления. Эмоциональный фактор в воспитании - одно из необходимых слагаемых его эффективности. И не надо забывать, что нравственные ценности усваиваются переживанием, а не логическим пониманием.

Наверняка каждому учителю в силу определенных обстоятельств приходилось задавать ребятам вопрос: как они понимают, что такое культура? Ответы бывают настолько искренни и непосредственны, что порой у самого учителя остаются яркие, неизгладимые впечатления.

Ну, например, ответ второклассника: «Культурный тот, кого не ругают» - наводит на грустное размышление - для похвалы у нас очень мало слов, а вот чтобы поругать их находится множество. И это множество становится тормозом развития положительных, нравственных чувств.

Пятиклассница по поводу того же самого рассуждала так: «Культурный тот, кто не "якает"» - и многие одноклассники с ней соглашались, делая вывод (использовав свои познания в русском языке): «я» должно быть не подлежащим, а дополнением. С маленькой поправкой: подлежащее «я» допускается в исключительных случаях.

Со старшеклассниками можно вести уже серьезный разговор. Кто-то мыслит высокими категориями: культура - это зов к прекрасному в самом себе! Как красиво! Кто-то жестко констатирует: окружающая нас нравственная атмосфера сильно загрязнена. Как глубоко и как точно!

Когда слышишь такие суждения ребят: и простые, но искренние, и глобального масштаба, - отчетливо понимаешь, почему при наличии даже маленьких душевных трещин туда легко может попасть инфекция, вызывающая зуд досады, воспаление зависти, нарыв гнева.

Когда осознаешь, анализируешь мысли и чувства ребят, то понимаешь, что разговор общий, но голос в нем у каждого свой. И я стараюсь внимательно прислушиваться к этим голосам, создавая атмосферу доброжелательного взаимопонимания, тогда можно рассчитывать на результативность.

Понятие «результат» можно рассматривать с точки зрения живого великорусского языка как конечный итог или как показатель работы. Когда ставишь перед собой цель по достижению значительных результатов, то это ко многому обязывает. Значительный - равнозначен важному, высокому. А как достичь значительного результата? Наверное, сначала можно ограничиться отрицательным, ибо отрицательный результат - тоже результат. Через него надо обязательно пройти, ибо именно этот результат ориентирует нас на достижение положительного.

Итак:

Сила воспитания - великая вещь в нашей работе. Самые главные составляющие этой силы - терпение, внутренняя доброта, справедливость, соучастие, сопереживание, умение понять, принять и простить. И, наконец! Если налицо системный подход: все точно, просто, целесообразно, - то за результатом дело не встанет.

А если доверенный нам инструмент трудно поддается настройке или слишком часто фальшивит? Не надо падать духом и в такой ситуации. На оборотной стороне серебряного доллара надпись гласит: «На Господа уповаем». Но пусть лучше этого «если» не будет. А будет дано! Надолго! Навсегда! А это уже потрясающий результат!
3. СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Кем станет сегодняшний ученик по отношению к окружающему нас миру завтра? Творцом или разрушителем? Какой будет его готовность к решению жизненных проблем? Ведь жизнь и деятельность каждого человека объективно связана с выполнением системы социальных ролей.

Проблема СК (социальных компетентностей) необъятна, она охватывает огромное поле. Но основной смысл СК - умение жить в обществе без конфликтов, действовать с учетом интересов других людей.

Постараемся раскрыть суть СК выпускника школы.

Начнем с первого. Умение жить в коллективе, обществе. Прежде всего, это ощущать себя причастным к нему. Я, ты, он, она. Посмотрите, как легко эти местоимения превращаются в словосочетание «наш коллектив». И как тут не вспомнить строки:

Тот, кто истинный гражданин, Защищает собою все поле, Даже если он в поле один.

Это и умение жить без конфликта, то есть в атмосфере дружелюбия:

Отчего, отчего, отчего так хорошо, От того, что кто-то просто улыбнулся. А также принятие друг друга в коллективе: «Ведь человек человеку друг, товарищ и брат». Подтверждение этому - открытое заявление наших выпускников: «Конфликты - это не про нас. Мы миролюбивый класс».

Важно также уметь действовать с учетом интересов других людей. И, наконец, уметь жить в коллективе, обществе - это значит принимать этические нормы и правила общения:

Этичность в поведении Помогает осознать, Как вести себя в общении, Человечным быть в общении, Как вести себя со всеми, И как каждого понять. Следующая компетентность: умение участвовать в совместной деятельности. Человеческая личность рассматривается в контексте непрерывного становления, которое происходит благодаря взаимодействию личностей и групп. Это взаимодействие следует стимулировать педагогу. Участвуя в совместной деятельности, ребенок должен понимать необходимость сотрудничества:

У каждого класса Коллективных дел масса. И от совместных забот и затрат Зависит и качество, и результат. Умение брать на себя ответственность за принятие решений. Мы обратили особое внимание на умение брать на себя обязательства перед коллективом («Слово нужно выполнять, иначе лучше не давать»), занимать свою позицию в дискуссиях: высказывать свое мнение и отстаивать его («Разговор общий, но голос в нем у каждого свой»).

Очень актуально на сегодняшний день умение определять общечеловеческие ценности в школьной и общественной жизни, умение давать им свою оценку.

Что в этом мире ценность есть?

Хрусталь или слова?

А может, утренний рассвет

И мокрая трава?

Слова уйдут и канут в дым,

Хрусталь живет не век.

Что в жизни ценно для тебя,

Скажи нам, человек! Очень насыщенная по своему содержанию компетентность: владение опытом саморазвития. Самопознание, утверждение, выражение, управление, анализ, определение. Все победы начинаются с победы над собой.

Конечно, доверяй судьбе,

Но только помни - все в тебе.

Что из себя на свет достанешь,

Тем и предстанешь. Наш выпускник осознает свое место в этом мире и зависимость собственной судьбы от решения общечеловеческих проблем. Он понимает: если не можешь

быть дорогой - будь тропинкой, если не можешь быть солнцем - будь звездой, проявляй лучшее, что в тебе есть. Он умеет управлять собственными поступками, анализировать их, анализировать поступки других. Он в состоянии определиться в профессиональном плане. А еще у него есть:

Шестерка слуг проворных, удалых,

И все, что видит он вокруг, все знает он от них.

Они по знаку, начеку, являются в нужде,

Зовут их: как и почему, кто, что, когда и где? И, наконец, такая компетентность: готовность к решению жизненных проблем. Уметь грамотно решать актуальные проблемы, уметь противостоять сложностям. Жизненные препятствия только закаляют характер, вырабатывают крепость духа, воспитывают целеустремленность, способность преодолевать трудности, умение держать удар, самостоятельно находить выход из любой ситуации.

Мы полагаем, что этого можно добиться.

Мы полагаем, что этой модели следует быть.

И тем весомее караты,

Чем вдохновеннее труды.

И окупаются затраты,

И пожинаются плоды.


  1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

  2. ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ



Память оставляет нам то, что истинно и ценно, поэтому я начну с личных, очень откровенных лирических воспоминаний, в которых доподлинно отражен смысл моей работы:

Я помню, как все начиналось:

Все было впервые и вновь.

Я помню, как сомневалась:

«А хватит ли сил и трудов?»

Я помню, как волновалась,

Лишая себя добрых снов,

Но в глубине души зарождались

Вера! Надежда! Любовь!

Я решилась - взяла экипаж,

С ним отправилась в долгий вояж

За семь лет наших странствий - семь лет!

Я готова держать ответ.

Наш маршрут порою бывал

То крутым, как девятый вал,

То извилистым, то прямым,

То зигзагами, то простым,

То стремительным, как Боинг,

То приветливым, как good morning

Никто не знал, что нас ждет

И что еще мы испытаем.

Никто не знал ведь наперед,

Где мы найдем, где потеряем.

Летели годы за годами,

Финал уже не за горами

И птица счастья свой полет

Не согласовывала с нами.

Нет, все, конечно, не сбылось

В потоке лет, мельканье дней,

Мы часто спорили взахлеб,

Что в жизни все-таки важней.

Что самое главное в жизни? Загадочно...

А может быть, все-таки это порядочность?

Может, терпение, может быть труд,

Которые, знаем, все перетрут.

Даром счастье не дается,

За него платить придется.

Помнить нужно каждому и с младу:

Каждый труд несет в себе награду.

И хотелось мне, ни жить ни быть,

К этому, конечно, приучить.

Может быть, я в чем-то не права

И кого-то до ума не довела,

Но, поверьте, я хотела,

Я старалась, как могла.

Разглядывая каждого, а не поле,

Выращивая каждого, а не луг,

В своей любимой школе,

Я душу каждого поняла вдруг.

Мне б научиться легко расставаться

С теми, кого понимаю без слов,

Мне б научиться легко расставаться

С тем, что уже не продолжится вновь.

Трудно уйти из прошлого

И разорвать живую нить.

Все, что было у нас хорошего,

Мне бы хотелось повторить.

О чем-то грустном и родном,

О чем-то самом дорогом

Мы будем помнить, долго будем помнить.

Ну какие, какие слова

Пожелать вам, мои хорошие?!

Будьте умными, если можете,

Будьте красивыми, если хотите,

Но будьте добрыми всегда!

В вечной жажде обновленья,

Как к свету тянутся растенья,

Так люди тянутся к добру.

Не забывайте, друзья мои,

Что есть еще образованье души,

Расточайте без счета и смело

Все сокровища вашей души!

Никогда не действуйте топором там,

Где достаточно лишь легкого прикосновения кисточки!

Тогда лишь значителен ты и богат,

Когда добротою наполнен.

А еще я хочу дать совет насущный:

«Дорогу осилит идущий!»

Время делает ставку на тех,

Кто выдержит в жизни экзамен

На мужество, честь и успех!

Наступает прощальный момент

В наши двери стучит happy end,

Что скажу - не сочтите за фарс:

«Для меня они все super stars».

Мне не будет хватать этих глаз, этих лиц,

Комментарии здесь излишни.

Жаль, что на память не вырвешь страниц

Из истории нашей школьной жизни.

И провожая в добрый путь «своих»,

Пока последние напутствия не отзвучали,

Хочу блестеть я на глазах у них

Слезою счастья и слезой печали.

В существе, которое любят, любят и недостатки. Я всегда буду любить своих выпускников такими, какими они были семь лет назад и какими они будут завтра, послезавтра, через годы...

Я относилась к ним критично, в какой-то степени строго, но в этих отношениях всегда сочетались внутренняя доброжелательность и справедливость. Мой взгляд на вещи был взглядом, пропущенным через душу. Я всегда работала и буду работать так, как хотела бы, чтобы работали с моим ребенком. Думаю, обо всем вышесказанном свидетельствуют отзывы моих ребят, родителей и коллег, ибо мы судим о себе по тому, чего мы способны добиться, а другие судят о нас по тому, чего мы добились.

Как-то я посмотрела телепередачу, в которой очень остро обсуждался вопрос о воспитании нашего подрастающего поколения: от кого во многом зависит, каким оно будет и какое оно сейчас, это наше младое племя. Родители, которые находились в аудитории, не снимая, конечно, с себя определенной ответственности за воспитание своих любимых чад, все-таки непомерно огромную роль в этом деле отводили обществу, учебным заведениям. Оно и понятно, ведь любое учебное заведение является центральным звеном всей системы образования, социокультурной базой воспитания и развития подрастающего поколения. В этой передаче был найден банальный компромисс: «груз ответственности должен лежать на каждом». Боже мой, да ведь это прописные истины! Какой разговор?! Итак! Дело, господа, надо делать, дело!

А чтобы дело мастера боялось, делать его надо не хорошо, а очень хорошо! Думаю, что действовать в воспитательной работе нужно с самого простого правила: «Пусть будут помыслы чисты, а остальное все приложится».

Планируя воспитательную деятельность:

  • опиралась на стандартные задачи воспитания;

  • учитывала задачи, стоящие перед гимназией;

  • исходила из целей общегимназического плана;

  • учитывала цели, над которыми работала в предыдущем году;

  • выясняла ценностные ориентации учащихся;

  • опиралась на достигнутые результаты в воспитательной работе;

  • принимала во внимание «западающие» аспекты воспитательной работы;

  • учитывала возрастные и индивидуальные особенности своих учащих­ся, а также межличностные отношения в классе.

Организацию воспитательного процесса строила по принципам:

  • общественной полезности проводимых дел;

  • учета интересов учащихся;

  • эмоционального воздействия проводимых дел;

  • инициативности, самостоятельности учащихся.

Вела мониторинг по следующим направлениям:

  • уровень воспитанности;

  • социометрия;

  • сформированность ученического самоуправления;

  • психологический климат в классе;

  • психологические особенности личности. Основные методы моей работы:

  • личный пример;

  • убеждение;

  • поощрение.

Главную ставку делала прежде всего на воспитание гуманистических качеств личности, на познавательную активность и творческое отношение к делу.

Я сохраню в своей душе, в своей памяти те незабываемые, неповторимые времена, когда я была классным руководителем!

Что я скажу напоследок своему классу?

Прощаясь, по-особому чувствуешь, как время быстротечно, как грустны прекрасные мгновения расставания, как они мимолетны, как хочется их задержать, а это невозможно.

Расстаться очень нелегко со всем, что было,

И с тем, что радостно влекло, и что постыло.

Смысл жизни постигали вы не раз,

Я описывала эту жизнь вам без прикрас.

Пусть не все, о чем мечталось, удалось,

Не бывает в жизни так, чтоб все сбылось.

Вы усвоили, в чем суть вещей, и нет здесь тайн,

Знаете, что содержание важнее, чем дизайн.

Пусть струится серебром прощальный звон,

Будем помнить наш любимый школьный дом.

Не хочу терять от прошлого ключи,

Пусть огарочек остался от свечи,

Не грустите, что ее, увы, такая малость.

Мое сердце помнит все, в нем все осталось.

Не бывает в жизни худа без добра,

Пусть остался уголечек от костра.

Жизнь прекрасна, жизнь красива, хороша,

Ярко пусть добром горит ваша душа!
  1   2   3   4   5   6