Главная страница

Информационно-образовательной среды открытого образования российской федерации


НазваниеИнформационно-образовательной среды открытого образования российской федерации
страница1/4
Дата09.01.2017
Размер0,91 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4



КОНЦЕПЦИЯ


ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ИОС ОО РФ)1
Аннотация

Основные термины и определения

Введение

1. Общие положения

1.1. Технологии дистанционного обучения и классификация образовательных систем в Интернет

1.2. Предпосылки создания системы открытого образования в России

2. Цели и задачи создания ИОС ОО РФ

3. Принципы организации ИОС ОО РФ

3.1. Общие принципы

3.2. Структурная организация ИОС ОО РФ

3.3. Разделение функций между федеральным и региональным уровнями ИОС ОО

3.4. Виртуальное представительство учебного заведения в портале ИОС

3.5. Место средних учебных заведений в ИОС

3.6. Учебные центры в ИОС ОО РФ

3.7. Структура типового программного обеспечения портала ИОС ОО

4. Договорные и финансовые механизмы

5. Порядок формирования, актуализации и использования ресурсов ИОС ОО РФ

6. Организация развертывания, эксплуатации и развития ИОС

7. Этапы формирования и развития ИОС ОО РФ

Заключение

Аннотация


Концепция информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации (ИОС ОО РФ) (далее – Концепция) определяет цели создания и принципы организации, построения и функционирования информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации.

Концепция соответствует основным положениям современной философии образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования и интегрирует ряд направлений исследований и разработок, проводимых в рамках различных межвузовских и межведомственных программ, отраслевых научно-технических и федеральных целевых программ.

На базе анализа решений, положенных в основу создания аналогичных сред в различных странах мира, Концепция определяет основные направления реализации системообразующих принципов открытого образования, гибкого, модульного и распределенного обучения, формирования соответствующей информационно-образовательной среды открытого образования, ее роли и места в системе образования Российской Федерации.

Создание информационно-образовательной среды открытого образования позволит осуществить реальный выход образовательных учреждений и организаций Российской Федерации (общеобразовательных школ, колледжей, училищ и техникумов, институтов, академий и университетов, независимо от форм собственности) на отечественный и мировой рынки образовательных услуг на основе всемерного использования новых информационных и педагогических технологий дистанционного обучения, включая сетевой рынок образовательных услуг в Интернет.

Основные термины и определения


База данных (БД) – совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам.

База знаний (БЗ) – организованная совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия решений.

Базовое учебное заведение (БУЗ) – образовательное учреждение, проводящее обучение по своим учебным планам и методикам и выдающее (при полном выполнении всех требований) документ об образовании (аттестат, сертификат, свидетельство, удостоверение, диплом).

Виртуальное представительство (ВП) учебного заведения – типовой программный комплекс, реализующий типовой набор сервисных служб, обеспечивающих организацию учебного процесса через сеть Интернет по учебным программам базового учебного заведения.

Виртуальный университет (ВУ) – типовой программный комплекс территориально-распределенной и специализированной ИОС, включающий совокупность ВП с универсальным набором сервисных служб учебного назначения.

Дистанционное обучение (ДО) – совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и ассинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени.

Информационная безопасность – системная функция, обеспечивающая разграничение функциональных полномочий и доступ к информации в целях сохранения трех основных свойств защищаемой информации: конфиденциальности, целостности, готовности.

Информационно-образовательная среда (ИОС) – программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной поддержкой и документированием в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимо от их профессиональной специализации (уровня предлагаемого образования), организационно-правовой формы и формы собственности.

Качество обучения – степень соответствия знаний и умений выпускника учебного заведения заранее согласованным требованиям, обеспечивающим его конкурентоспособность на рынке труда.

Мобильность (переносимость, взаимозаменяемость) – свойство открытой системы, обеспечивающее возможность переноса программ, данных при модернизации или замене аппаратных платформ, и работы с ними специалистов, пользующихся информационными технологиями, без их переподготовки при внесении этих изменений.

Открытое образование – гибкая система получения образования, доступная любому желающему, без анализа его образовательного ценза и регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, развивающаяся на основе формализации знаний, их передачи и контроля с использованием информационных и педагогических технологий дистанционного обучения.

Провайдер ДО – учебное заведение, предлагающее пройти обучение и получить образование с использованием технологий ДО.

Сетевая технология обучения – информационная технология, базирующаяся на использовании сети Интернет в процессе создания, передачи и контроля усвоения знаний.

Тьютор – преподаватель-консультант, сертифицированный базовым учебным заведением на право ведения учебного процесса, проведения занятий-консультаций по учебным программам базового учебного заведения.

Электронная библиотека – программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть полнотекстовых информационных ресурсов учебно-справочного и иного назначения со своей системой документирования и безопасности.

Введение


Проблема социальной институционализации новых мировых тенденций в развитии содержания и форм образования обнаружилась в начале 70-х гг. XX века. Эти социальные императивы отразили движение современного общества к информационному, открытому обществу. Происходит противоречивый переход от техногенной к антропогенной цивилизации. Образование же всегда – это «зеркало» социальных и иных отношений, объективно существующих в обществе. Институционализация в образовании, т.е. учреждение каких-либо новых общественных институтов, правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений, выразилась в достаточно осязаемом многообразии форм. Одной из таких форм явилось открытое образование, всемерное и максимальное использование информационных и педагогических технологий дистанционного обучения.

Классическое формы получения образование, включая очное обучение, в той или иной степени переживает кризис во всех странах мира. К основным факторам этого процесса, например, в сфере высшего профессионального образования, можно отнести:

- неспособность обеспечить всем желающим возможность по­лучения необходимого им образования (территориальность);

- отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий (консерватизм);

- низкая адаптивность систем образования к различным со­циально-экономическим условиям (инерционность);

- специфичность образования, получаемого в отдельном учеб­ном заведении (локальность);

- не весь перечень специальностей может быть предоставлен желающим обучаться на конкретной территории региональными вузами (ограниченность).

Российское образование должно адекватно отражать и удовлетворять потребности общества. Однако формы организации получения и обновления знаний в России практически сохранились в неизменном виде. Реальными шагами в решении этих проблем являются: создание единой образовательной информационной среды; использование открытых форм обучения; обеспечение открытого дистанционного доступа к распределенным информационным и технико-технологическим ресурсам.

Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики, - одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, гибкого, модульного, самостоятельного, опережающего, распределенного образования, т.е. реализацией принципов открытого образования.

При создании системы открытого образования должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научный, методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи) и организационные структуры высшей школы.

Новым принципом образования становится управление знаниями, а новыми технологиями - формализация создания знаний, передачи (распространения) знаний (доступа к знаниям) и контроля знаний. Равноправный доступ к таким технологиям следует обеспечить на всех уровнях систем образования. В мире идут глубинные и объективные процессы формирования единого открытого образовательного пространства. Создаются специализированные образовательные структуры открытого типа. Ведется поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования (особенно, образования взрослых), которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», – важнейшая проблема XXI века.

Образовательные учреждения распределенного типа, или гиперпровайдеры ДО, могут стать такими социальными институтами, которые были бы способны предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно и получать современные профессиональные знания. Для этого необходимо дать возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствовала бы его образовательным и профессиональным способностям и потребностям, независимо от его местонахождения. В итоге, может быть сформирована такая сеть (консорциум) связанных друг с другом учебных учреждений, которая предполагала бы наличие информационно-педагогического пространства образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ (способных удовлетворять запросы и потребности населения), возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве и создания для него оптимальных условий развития через обучение и образовательный профессиональный консалтинг.

1. Общие положения
1.1. Технологии дистанционного обучения и классификация образовательных систем в Интернет

В современной системе образования огромную роль приобретают информационные и педагогические технологии обучения, раскрывающие творческий потенциал, индивидуальность, талант личности. К ним относятся различного рода тренинги, контролирующие программы, лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы, предметно-ориентированные среды, учебное моделирование, деловые игры, групповые семинары (тьюториалы), разбор ситуаций (кейс-стади), психологическое тестирование и т.д.

Информационные технологии открыли реальные перспективы для системы образования, а именно: широкое внедрение средств информационных технологий для наглядного, динамичного представления учебной информации с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресур­сам; непрерывность и преемственность компьютерного обучения на всех уровнях образования - от дошкольного до послевузовского - за счет компьютерной поддержки всех предметов и дисциплин учебно­го процесса; обеспечение свободы выбора методики, стиля и средств обучения для раскрытия и выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого; создание научно и методически обоснованной системы базового образо­вания на основе новых информационных технологий.

Информатизация образования объективно влечет за собой: реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к преподавателю и изменение его роли; возрастание роли личности обучающегося и его индивиду­альных особенностей; изменение роли учебного заведения и влияние его место­нахождения на состав обучающихся; резкое увеличение объема доступных информационных ресурсов.

Подготовка обучаемых к полноценному и эффективному уча­стию в бытовой, общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества обеспечивается решением следующих задач, непосредственно связан­ных с системой образования: повышение качества образования; доступность образования; повышение экономического потенциала страны за счет повышения уровня образованности населения; непрерывность образования на протяжении всей произ­водственной деятельности; интеграция национальной системы образования в миро­вую.

Информационные и телекоммуникационные технологии, в свою очередь, позволяют: модифицировать характер развития, приобретения и распространения знаний; открыть возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания; расширить доступ к общему и профессиональному образованию; не умаляя потребности в преподавателях, изменить их роль в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).

При формировании нового подхода, например, к высшему профессиональному образованию должны учитываться концептуальные положения: справедливый доступ к высшему образованию определятся способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование; возможность такого доступа может сохраняться на протяжении всей жизни (ей можно воспользоваться в любое время); обеспечение равноправного доступа к высшему образованию должно начинаться с укрепления и переориентации его связей со всеми другими ступенями образования, особенно со средним образованием.

На протяжении последних лет в системах образования различных стран проводятся работы по внедрению в практику принципов и технологий дистанционного и открытого обучения. При этом под открытым образованием обычно понимаются:

- открытое поступление в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; политика “открытых дверей”);

- открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных курсов соответствующей программы);

- свобода в выборе: преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение может перейти в образовательный консалтинг); времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения); места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).

В открытом образовании, основанном на использовании дистанционных образовательных технологий и успешно развивающемся во всем мире на протяжении не одного десятка лет, четко выделились три основных вида данных технологий:

Кейс-технология - учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом комплектуются в специальный набор (“кейс”, “портфель”), пересылаются (передаются) обучаемому для самостоятельного изучения и последующего периодического обращения за разъяснением к специально подготовленным преподавателям-консультантам (тьюторам или инструкторам) в созданных для этих целей удаленных (региональных) учебных центрах, отделениях, представительствах или пунктах;

TВ-технология - использование телевизионных лекций с консультациями у преподавателей-консультантов по месту жительства обучаемых, по телефону, по сети Интернет;

Сетевая технология - использование сети Интернет как для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

Первоначально была создана кейс-технология. Каждый учебный курс обеспечивается специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Модульный принцип формирования учебных планов позволил успешно сочетать потребности и возможности обучаемых с требованиями установленных образовательных стандартов. В процессе внедрения кейс-технологии ДО были детально проработаны: технология создания и сертификации удаленного от базового образовательного учреждения учебного центра, территориально расположенного вблизи места проживания обучаемых; система работы с авторами-разработчиками курсов и преподавателями-консультантами; порядок взаимоотношений базового учебного заведения с территориальными учебными центрами в ходе учебного процесса.

Использование TВ-технологии получило весьма ограниченное распространение, хотя существуют учебные заведения, использующие в основном именно эту технологию.

Широкое внедрение глобальной компьютерной сети Интернет в образование предопределило появление сетевых технологий обучения через Интернет (Интернет-обучения). Сетевое дистанционное обучение, в свою очередь, активно стимулировало развитие систем информационного обеспечения учебного процесса - сетевых электронных библиотек web-курсов и иных информационных ресурсов.

Системы сетевого обучения состоят из следующих базовых элементов: учебное заведение как организационная структура реализации дистанционных образовательных технологий; информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний; технические и программные средства обеспечения технологий ДО; преподаватели-консультанты (тьюторы); обучающиеся (слушатели, студенты).

В зависимости от организационно-правовых форм (модели) учебных заведений, строящих свою работу на основе информационно-педагогических систем сетевого обучения, можно классифицировать следующим образом (См.: Рис. 1).

Первая категория - базовая (локальная) модель, ориентированная на обеспечение потребностей отдельного учебного заведения и не ориентированная, как правило, на интеграцию с иными учебными заведениями.

Вторая - брокерская модель, фактически являющаяся организационно-технологическим объединением (ассоциацией, консорциумом) самостоятельных учебных заведений, работающих на добровольной основе и в рамках согласованных (единых) корпоративных стандартов.

Третья - учебные заведения нового типа, ориентированные на работу только в сетевой среде Интернет. По степени интеграции с другими учебными заведениями последняя модель ближе к первой, поскольку здесь нет объединяющих множество учебных заведений корпоративных технологий.

Анализ показал, что при постановке задачи на построение масштабной распределенной образовательной системы только вторая модель позволяет реализовать множество системообразующих функций: каталогизацию распределенных ресурсов, выполнение единых квалификационных требований, организацию профессиональных сообществ, взаимную интеграция учебных заведений, формирование единой системы показателей работы учебных заведений, в т.ч. статистических показателей (по учебному заведению, региону, профилю и т.д.) и т.д.

Модель Интернет-обучения по условиям ее создания обеспечивает единый тип интерфейса всех категорий пользователей, универсальную структуру пользователей и их прав, единые форматы хранения информации, технологии работы и многое другое, что позволяет простыми средствами интегрировать накопленные в системе образования научно-методический, кадровый и производственный потенциалы, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующую телекоммуникационную инфраструктуру и организационные структуры системы образования на основе: требований образовательного стандарта; общих педагогических, методических и технических требований к учебно-методическим и информационным ресурсам; единой универсальной информационно-образовательной среды системы образования; рекомендаций международных или признанных корпоративных стандартов; объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие перспективной системы образования в целом; координации функционирования системы.
  1   2   3   4