Главная страница

Информационная концепция научного мировоззрения


Скачать 270,46 Kb.
НазваниеИнформационная концепция научного мировоззрения
Дата08.02.2017
Размер270,46 Kb.
ТипДокументы




ЦЕНТР "СИНТЕЗ"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ
НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ


ПЛАН.

1. Введение. Кризис цивилизации и глобальные

проблемы как выражение планетного кризиса.
2. Ситуация в науке: необходимость синтеза

на базе новых идей.
3. Информационная концепция нового мировоззрения.


  1. Некоторые логические выводы.


5. Литература.

1. Введение. Кризис цивилизации и глобальные

проблемы как выражение планетного кризиса.


"...если плоть произошла от духа -

это чудо, но, если дух произошел

от тела - это чудо из чудес"

(Евангелие от Фомы)
Планетарный кризис, современниками которого мы являемся, имеет

решающее значение для обозримого будущего человеческой цивили-

зации и может быть приравнен к появлению жизни и началу разум-

ной жизни на Земле. Затронуты все сферы жизнедеятельности чело-

века:

1) Расовые и национальные отношения (в том числе демографичес-

кие), политика, государство и международная жизнь (проблемы

войны и мира); экономика, экология. Экономика, транспорт и

связь образуют общепланетную цивилизацию. Быт человека выравни-

вается благодаря массовому производству, основанному на разви-

тии информационных технологий, которые постепенно становятся

"магическими" (А.Кларк). Политическая жизнь также постепенно

становится единой (предсказания В.И.Вернадского). Жизнь на пла-

нете будет, по-видимому, управляться международным органом типа

ООН с вытекающими двумя возможностями: создание условий для

расцвета культуры, науки, искусства, творческого самосовершенс-

твования личности или приход к власти тирании.

2) Социальная жизнь, психология личности и межличностных отно-

шений: поиски смысла жизни, этические и ценностные ориентации,

религиозная мысль, групповое мышление. Растет понимание единс-

тва жизни и единства человечества, наука подошла к открытию

единой психической энергии, отвечающей за проявление психики и

интеллекта. Растет давление на обычное, дневное сознание со

стороны подсознательных сфер, отвечающих за работу внутренних

органов. Отсюда принципиально возросшее значение психиатричес-

кой и психологической помощи (психоанализ, служба доверия и

другие). Надсознательные сферы проявляются в явлениях полтер-

гейста, НЛО, в "аномальных зонах". Учащаются проявления скрытых

возможностей человеческой психики и восприятия, экстрасенсорных

способностей (видение биополя человека, диагностика и лечение

заболеваний, предвидение, телепатия, телекинез, контакты с про-

явлениями "неземного разума". Ситуация оценивается как начало

видового скачка, "человек на пороге" ("Человек на пороге",

Б.Ливехуд, Калуга, 1993).

3) Искусство, наука, религиозная мысль, организационная дея-

тельность. Происходит глобализация общественной жизни, народные

массы вышли на арену истории, общественные течения и организа-

ции играют сопоставимую с государственной деятельностью роль в

решении внутренних и международных конфликтов и проблем.

Наука начинает угадывать духовное царство как сверхчеловечес-

кое будущее ( информационный мир, тонкие миры, жизнь после

смерти).

Человек становится геологической силой.

Последствия его деятельности сопоставимы по энергетической мо-

щи с силами, поддерживающими неустойчивое равновесие биосферы и

ноосферы и шире - земной коры. При этом земную кору необходимо

рассматривать как защитную и регулирующую пленку на теле плане-

ты, поддерживающую ее внутренюю целостность, во взаимосвязи

процессов ядра, токов магмы и космических влияний. Давление че-

ловека на биосферу выражается в глобальных проблемах, связанных

с экологией, возможностью самоуничтожения (ядерное, лазерное,

химическое и биологическое, психотронное оружие). Для всех оче-

видно разрушающее воздействие человека на нижележащие царства

природы: минеральное(загрязнение отходами, в том числе радиоак-

тивными, почвы, атмо- и гидросферы, изменение ландшафта, добыча

полезных ископаемых, технологическая деятельность), раститель-

ное и животное (сокращение ареалов обитания, исчезновение ви-

дов, обеднение генофонда биосферы в целом). При этом здоровье и

генофонд человека испытывает такое же влияние, постоянно растет

патологическая составляющая генофонда, стрессовые условия жиз-

ни, отсутствие общения с природой.

Таким образом, глобальные проблемы, кризис цивилизации и ду-

ховный кризис (кризис культуры) можно интегрально подытожить

как планетный кризис. Аналогом такого общепланетного кризиса

может служить неолитическая революция (появление социальной

жизни человека разумного), а также кризис во времена Атлантиды,

приведшей к ее гибели, если бы науке было больше известно об

этом.

2. Ситуация в науке: необходимость синтеза

на базе новых идей.
Переживаемый момент со всей силой отражается в науке.

Отметим некоторые основные моменты:

1) Растет понимание того факта, что выход из кризиса может

быть найден только в целостном научном подходе к проблемам эко-

логии, технологии, жизни человека и всей цивилизации на плане-

те. По-видимому, требуется перестройка самих основ цивилизации.

2) Физика претерпевает революционные преобразования, вторгает-

ся в область психики. Это теория относительности и квантовая

теория, физика вакуума и элементарных частиц, попытки создания

единой теории поля, эфиродинамика (торсионные поля), квантовые

модели работы мозга, информационно-голографические модели Все-

ленной и т.д.

3) Геометризация физики как отдельное перспективное направле-

ние.

4) Кризис математической логики. Зарождение математики понятий

и качеств.

5) Дифференциация научных знаний сопровождается процессами

синтеза не по отдельным дисциплинам, а по проблемам (В.И.Вер-

надский): теории биосферы и ноосферы; общенаучные теории: общая

теория систем, информации, кибернетика, физико-синергетический

подход.

6) Рост системообразующего влияния психологии. Проблема чело-

века стала центральной для всех наук.

7) Историческое время становится геологическим (Вернадский) по

мере накопления научных данных антропологии и геологии о зарож-

дении и развитии биосферы и условий проявления разумной жизни.

8) Влияние космологии и астрономии распространяется на все на-

учное мировоззрение:

а) антропный принцип, космологические модели, теоретические

исследования первых мгновений жизни Вселенной, ее эволюции к

нынешнему состоянию и ее дальнейшая судьба, связанная с решени-

ями термодинамической проблемы и возможной Метагалактической

активностью Разума;

б) космогония, исследования циклов активности Солнца в их свя-

зи с галактической активностью, влияние на состояние биосферы,

геомагнитных полей Земли, состояние человека (самочувствие и

психика).

В итоге можно сказать, что наука в каждой своей дисциплине и в

целом подошла к необходимости синтеза научных знаний. Этот син-

тез может осуществляться только при создании новой парадигмы

науки - монопарадигмы, нового мировоззрения и миропонимания.

Такие попытки синтеза научных знаний вырастают из конкретных

научных направлений, когда к ним применяются разрабатываемые

общенаучные и абстрактно-логические подходы. Существующие нап-

равления синтеза можно связать с тремя подходами к действитель-

ности:

1 - физико-синергетическим,

2 - системно-кибернетическим,

3 - информационным.

Эти направления развиваются как самостоятельно, так и во взаи-

мосвязи с направлениями науки, группирующимися вокруг глобаль-

ных проблем:

1) Учение о биосфере и ноосфере, экология, социальная эколо-

гия, планетоведение; концепции универсального эволюционизма.

2) Человекознание с центром в психологии, парапсихология; ки-

бернетические науки, теория этногенеза (Л.Н.Гумилев), этология

(Лоренц).

3) Гуманистика, культурологические и семантические концепции

Универсума.

3. Информационная концепция нового мировоззрения.

Информационные концепции рассмотрены по книге Новик И.Б.,Абул-

лаев А.Ш."Введение в информационный мир", М, Наука,1991.

Информационные технологии увеличивают экспансию в различные

области человеческой деятельности: экономику, промышлен-

ность,управление, образование, медицину, культуру. Теория ин-

формации применяется в естествознании, обществознании, науках о

мышлении, философских науках; в таких прогрессивных областях

исследования как: молекулярная биология, теория искусственного

интеллекта, наука об ЭВМ, теория связи и коммуникаций, теория

научной информации, теория управления. Указанных фактов доста-

точно для вывода, что человек стоит на пороге открытия нового

мира,новой научной картины мира, где объективным началом высту-

пит не вещество или энергия, а информация. На смену физическому

миру с его законами и системой ценностей приходит более сущ-

ностный информационный мир, информационная картина мира. Совре-

менная физическая картина мира базируется на созданных в начале

века квантовой механики и теории относительности. В середине

века начала развиваться кибернетика как наука об управлении и

связи в живом и машинах. Совместно с общей теорией систем ки-

бернетика легла в основу системно-кибернетической модели мира.

Следует отметить, что системные науки описывают системы, не из-

меняющиеся во времени, линейные по структуре и жестко детерми-

нированные. Теория самоорганизации (И.Пригожин) и синергетика

(Г.Хакен) легли в основу физико-синергетической модели мира.

Синергетика оказалась плодотворной для описания сложных, дина-

мических и нелинейных систем независимо от их природы. Отсюда

вытекает логическая неизбежность новой синергетической филосо-

фии и методологии. И главный вопрос здесь, по-видимому, о взаи-

мосвязи информационных и синергетических процессов. Информаци-

онные науки развивались в следующей последовательности:

1) математическая теория информации (К.Шеннон),

2) в 40-годы созданы основы науки об ЭВМ (Дж.фон Нейман), тео-

рия искусственного интеллекта,

3) молекулярная биология (открытие двойной спирали ДНК, 1954

год),

4) когнитивные науки (Н.Саймон,1956),

5) микроэлектроника: транзисторы (1948), интегральные схемы

(1958), микропроцессоры (1989),

6) наука о производстве и распространении знаний (1962),

7) теория научной информации (А.И. Михайлов, А.И. Черный,

Р.С. Гильяровский),

8) информатология как общая наука об информации (начало 70-го-

дов).

Информатология легла в основу создания информационной картины

мира. В области теории систем исследуются причинные обратные

связи в биологических и социальных системах, этот же принцип

развивается в кибернетике второго рода с учетом петли положи-

тельной обратной связи. Центральные понятия кибернетики - гоме-

остазис, управление, иерархия дополняются новыми - морфоге-

нез, самоуправление, гетерархия. Модернизированная кибернетика

стала способной описывать динамичные, сложные и нелинейные про-

цессы и системы - физические, биологические и социальные. В

итоге сложилась парадоксальная гносеологическая ситуация - три

модели действительности:

1) физико-синергетическая,

2) системно-кибернетическая,

3) информационная.

Осуществить конструктивный синтез этих трех общенаучных нап-

равлений в рамках существующей общенаучной модели невозможно.

Необходима разработка научной системной теории бытия, которая

была бы всеобщей и содержательной (проявляющей свои принципы во

всех трех моделях). Существенные принципы научной модели ложат-

ся в основу общего подхода:

1) системная модель действительности,

2) закон самообращенной (нелинейной, рефлексивной) системной

причинности,

3) концепция информации как объективной сущности, объединяющей

материальное и идеальное,или структуру и функцию, в тесной вза-

имосвязи. На этой основе может быть создана общая система наук

- философских, общественных, наук о природе, мышлении, технике.

Весь комплекс наук представляет здесь систему гетерархических

функционально-распределенных, многоаспектных и взаимообуслов-

ленных связей между отдельными дисциплинами. На основе общей

системы наук обсуждается единая система наук об информации -

системная информатология, включающая философские, естественные,

когнитивные, общественные и технические науки об информации.

Выделяется синформатология (синергетика и информатология), ко-

торая должна изучать непосредственную природу и сущность инфор-

мации, механизмы возникновения и развития информационных про-

цессов как динамических, самоорганизующихся функциональных

структур в системах любой природы. Обосновывается концепция ин-

формационной физики как науки о фундаментальных структурах объ-

ективной реальности - веществе, энергии, информации, науки о

формах существования такой реальности - физическом пространстве

и времени, информационном пространстве и времени. Здесь физика

рассматривается как общая теория обращенных процессов, которые

организуют материальные процессы (в противоположность эволюци-

онной парадигме, в которой материи присуща активность, которая

порождает организующие материю необратимые процессы).

Когнитивные науки рассматриваются как общая теория интеллекту-

альных процессов, благодаря трактовке психических и интеллкту-

альных процессов (идеального) с учетом концепции информации как

единства материальных структур и идеальных процессов. Вскрыва-

ется механизм преобразования "овеществленного" знания в когни-

тивные структуры; трансформация субъективных знаний (идей, мыс-

лей, теорий, эстетических обрядов) в овеществленную форму зна-

ний - объективированного знания, основной сущности социаль-

но-информационного мира.

Ближайшее обозримое будущее человечества описывается как ин-

формационное общество, основные черты которого: информационная

индустрия, индустрия распределения накопленного и производимого

информационного фонда человечества; наука (теоретические знания

и научная информация) станет решающей производительной си-

лой,если произойдет систематическая и полная трансформация ие-

рархической системы ценностей. Таким образом,информационное об-

щество - это функционально-распределенная гетерархическая дина-

мично развивающаяся система равнозначных, взаимосвязанных эле-

ментов - экономики, культуры (науки, техники, идеологии, ис-

кусства) и политики, что подобно функциональной организации че-

ловеческого мозга. Прогресс имеет качественный, системный ха-

рактер, то есть технологический прогресс осуществляется через

углубление духовности, субъективного мира отдельного человека и

духовного, социально-информационного мира всего человечества, а

не за счет разрушения мира создания личности и гуманистических

ценностей, накопленных в ходе трудного всемирно-исторического

развития. Информационная цивилизация приходит на смену матери-

альной как закономерный этап в ее развитии, как период освоения

информационной картины мира, осознания единства законов функци-

онирования информации в природе и обществе и практического их

применения в индустрии производства и обработке информации. Ин-

формационная картина мира открывает мир необратимых человечес-

ких действий вообще и во взаимоотношениях человека и биосферы -

во многом эфемерный мир неустойчивостей, уникальностей и слу-

чайностей, не охваченных всеобщими законами природы, ориентиро-

ванными на выявление всеобщего, устойчивого, необходимого. То

есть законы природы безотносительны к мотивам человеческой дея-

тельности: их можно использовать как для самоуничтожения, так и

для дальнейшего самосовершенствования. Ценой риска достигается

возможность свободы.

Остановимся более подробно на понятии информации и нелинейной

самообращенной причинности. "Сегодня, на рубеже 21 века - века

информации, - мы, по-видимому, становимся очевидцами научного и

эмпирического открытия такого объективного начала, которое со-

держит в себе материальную (физическую) и идеальную сущнос-

ти. Таким реальным началом является информация, которая, обла-

дая всеобщими, особенными и конкретными признаками, лежит в ос-

нове качественного нового мира - информационного, основанного

уже не на традиционных онтологических принципах. Прежде всего,

это - основной закон информационной действительности - закон

самопричинения, или самообращенной (самопорождающей, рефлексив-

ной и т.п.) нелинейной причинности, отражающей образование

сложных, нелинейных, стохастических и динамических гетерогенных

гетерархических систем, функциональная и структурная сложность

которых

находится в динамичном взаимопорождении, что отражается уже не

чисто физическими началами - вещество, энергия, или идеальными

принципами - форма, энтелехия, идея, а синтетической концепцией

- информацией" (с.11 указ. соч.).

Исторически теория информации разрабатывалась в рамках:

1) статической термодинамики как негэнтропия,

2) в кибернетике как "коррелят организации" и

3) в семиотике как содержание сигнала (форма представления ин-

формации для передачи по каналам связи).

Во взаимосвязи с этими направлениями разрабатываются три кон-

цепции информации:

1 - Атрибутивная. Информация - структурная свойство всех мате-

риальных объектов, систем и процессов; мера упорядоченности,

разнообразия и неоднородного распределения вещества и энергии.

2 - Функционально-кибернетическая концепция. Функциональное

свойство, особая форма функциональной связи; связывается с са-

моуправляемыми системами, органической природой и обществом.

3 - Семиотическая. Связь информации со знаком; как сведения

(знания), снимающие неопределенность, являющиеся предметом пе-

редачи, хранения и преобразования. Предпринимаются попытки бо-

лее общей концепции информации: кибернетико-семиотическая кон-

цепция, атрибутивно-целевая теория и другие, имеющие в основном

формальный характер.

Соответственно различаются три подхода к информационным про-

цессам:

1) Субстанциональный - информация понимается как атрибутивное

свойство материи - а) как структура,

б) духовная субстанция;

2) Реляционный подход:

а) информация как функциональные свойства, связанные с про-

цессами управления, в сложных материальных системах,

б) трансфизическая (трансцендентальная) материально-духов-

ная субстанция как фундаментальная структура бытия, в

которой исчезают различия между объективной и субъектив-

ной реальностями;

3) Релевантный подход: а) как мыслительные и

б) психические процессы,

объединяющие мозговые процессы в качественную целостность.

В каждом из названных пунктов прослеживается двойственность

номологического и эмпирического подхода. Для того, чтобы объ-

единить три подхода в цельную концепцию, необходима разработка

онтологической модели мира, учитывающая как вещи (объектная или

системноориентированная онтология),так и изменения, с ними про-

исходящие (онтология процессов). Тогда структура реальности

должна быть представлена как замыкающаяся цель углубляющихся

переходов от вещи и конкретного объекта (элементарной предмет-

ной сущности) к сложным системам процессов - к наибольшей объ-

ективной сущности - Миру, Вселенной.


Реальность

|

---------------------------------

| |

Объект ------------------------- Отношения

| | |

----------- | ------------------

| | | | | |

объект ---- вещь -- состояния---события -- процесс-- сеть

процес-

материаль- конкрет- сов

но-идеаль- ный

ный) объект

Этой схеме можно поставить в соответствие развитие разума и

сознания от их скрытых форм в атомах и минеральном царстве че-

рез более подвижные в растениях и животных (инстинктивный ра-

зум, начало рассудка и памяти) к индивидуальному сознанию и са-

мосознанию человека и далее к групповым видам сознания различ-

ной общности, глубины и полноты.

Приведенные ряды связывает в одно целое принцип причинности,

поэтому необходимо углубить традиционные представления о ее

природе. Аристотель выделял четыре онтологических основания -

принцип материи, движения, формы и цели и соответствующие им

четыре типа причин: материальная, действующая, формальная и це-

левая (конечная). Гегель в "Науке Логики" выделяет пять видов

причин: формальная, определенная (реальная), реальная причина в

форме "дурной бесконечности", противодействующая причина и вза-

имная причинность.

В настоящее время определяются следующие виды причинности:

1) Формальная или тавтологическая причинность, которая разли-

чает только форму, а содержание оставляет без рассмотрения;

2) Однолинейная причинность. Активная субстанция как причина

изменений в пассивном субстрате;

3) Линейная причинность дурной бесконечности, выделяются два

ряда: восходящий прогресс от причинного действия, которое ста-

новится другой причиной иного действия и т.д.; нисходящий рег-

ресс,когда изначальная причина является другим действием и

т.д.;

4) Обращенная причинность, обобщающая более узкую противодейс-

твующую причинность, где следствие становится причиной, то есть

противодействует первой причине в силу трения и инерции среды;

5) Взаимная причинность и взаимодействие, определяемое Гегелем

как "абсолютное противоречие", взаимное действие противополож-

ностей, в классической диалектике - источник и конечные причины

самодвижения и самодетерминации процессов и явлений. При абсо-

лютизации данного принципа вырастает концепция, где каждая

часть отражает и содержит в себе все другие - "все состоит из

всего";

6) Самообращенная причинность - самопричинение - содержит в

себе и в явном виде предыдущие типы причинности (линейную, ве-

роятную, обращенную, взаимодействия). Самопричинение лежит в

основе развития нелинейных самоорганизующихся систем и процес-

сов, являясь тем самым универсальным объективным организующим

принципом. Закон самообращенной причинности записан в виде фор-

мулы:

1) p U p* 2) p U p* p - множество всех подмножеств

всех прямых каузальных

p - q ¬q - ¬p рассуждений,

_____ ________ p* - множество всех подмножеств

q - p ¬p - ¬q всех обратных каузальных

рассуждений,

¬ - знак логического отрицания,
- - знак логической импликации.

U - знак объединения.
Прямое и обратное утверждение (теорема) является для другого

необходимым и достаточным условием, то же для обратной и проти-

воположной теорем.

Процесс обратного причинения при петле отрицательной обратной

связи оказывает стабилизирующее влияние:

а) математически описывается как совокупность точек в трехмер-

ном пространстве;

б) устойчивый предельный цикл, когда фазовая траектория стре-

мится к нему асимтотически.

Петля положительной обратной связи оказывает дестабилизирующее

влияние:

а) усиление первоначального воздействия;

б) разрушающая дестабилизация, беспорядок и хаос.

Закон самообращенной причинности носит абстрактно-всеобщий ха-

рактер. Только абстрактное имеет основание в себе самом, любая

относительная теория или высказывание имеет внешнее основа-

ние, недоказуемое в рамках данной системы ( из теоремы Геделя о

неполноте). И только абстрактное является всеобщим, проявляясь

в особенном и единичном (индивидуальном). Приведем слова Гегеля

по этому поводу: "...причина самого себя есть такая причина,

которая действуя и отделяя некое другое, вместе с тем порождает

лишь само себя, снимает, следовательно, в акте порождения это

различие. Полагание этой причиной себя как некоего другого есть

отпадание и вместе с тем отрицание этой потери" (Лекции по ис-

тории философии). Закон самообращенной причинности имеет ряд

особенностей:

1) предсказывает новые обратные процессы и явления в живой и

неживой природе и обществе;

2) закон показывает сущность негэнтропийных процессов, где он

действует, рост энтропии утрачивает свою решающую силу;

3) дает объективное обоснование принципам обратной связи, по-

ложительной и отрицательной;

4) показывает суть механизма самовоздействия, самодетерминации

(за счет взаимного опосредованного или непосредственного порож-

дения А и Б);

5) показывает, как малые причины могут вызывать большие дейс-

твия (за счет бесконечно повторяющегося обращения, достаточно

двойной положительной обратной связи);

6) показывает фундаментальное значение принципа нелинейнос-

ти, именно он проявляет обращенную причинность;

7) по аналогии с законом отрицание отрицания можно ввести за-

кон двойного утверждения - положительного слияния с самим собой

и с миром;

8) открывает до сих пор мало изученный нелинейный мир динамич-

ных самоорганизующихся систем.

Этот мир является составной частью информации. Он изучается на

стыке синергетики и теории информации. Для возможности коли-

чественных оценок вводится более специализированное понятие ин-

формации как органической целостности, объективно-системной су-

щности, объединяющей в себе структуру и функцию, т.е. функцио-

нальную структуру, обусловленную, в основном, сложной сетью

причинных связей. Функциональная структура появляется на опре-

деленном уровне сложности в развитии системы. Ее можно рассмат-

ривать одновременно как память, как информационную матрицу

структуры (генотип) и как программу будущего развития.

4. Некоторые логические выводы.
Рассмотренный информационный подход - один из вариантов синте-

за трех основных существующих в естествознании направлений -

физико-синергетического, системно-кибернетического,информацион-

ного. Эти три направления развиваются взаимосвязно, хотя и от-

носительно самостоятельно. Физико-синергетическое направление

ближе к традиционному взгляду на задачи физики - нахождение

скрытых причин наблюдаемых явлений. Системно-кибернетический

подход сближается с психологией, что проявляется, например, в

использовании соответствующих терминов - контроль, управление,

организация. Информационный подход не имеет, по-видимому, ана-

логов в науке, зато их можно найти в философии и религиозном

мышлении. Таким образом, указанные направления олицетворяют ос-

новные способы описания реальности - физический, субъективный,

духовный (нахождение скрытых причин, субъективное), систем-

но-психологическое (объяснение их, овладение ими как конечной

причиной - контроль, управление, использование). Синтез трех

направлений осуществляется исходя из каждого из них: универ-

сальный эволюционизм, междисциплинарная теория прогресса, ин-

формационные теории, причем каждая из них в той или иной мере

учитывает особенности других. Рассмотренная информационная кон-

цепция своеобразно проявляет физический, субъективный и духов-

ный взгляды на мир, опираясь в основном на физический и субъек-

тивный: это понятие информации как реальной основы, объединяю-

щей объективные (физические) и субъективные(идеальные) свойства

материи и понятие самообращенной причинности. Первое вводит нас

во Вселенную энерго-информационных полей разных уровней и масш-

таба, второе может помочь в нахождении законов их взаимосвязи и

взаимодействия. Перспективы информационного подхода связаны,

по-видимому:

1) с нахождением информационных законов эволюции, эволюции со-

знания, эволюции Вселенной как целого;

2) распространением информационного подхода на такие реальнос-

ти и понятия внутреннего мира человека, как смысл, значение,

ценность (семиотика, антропология и история, культурология);

3) развитие такого подхода могло бы усложнить существующую

цепь видов причинности. Рассмотренная в тексте цепь причинных

связей описывает необратимые изменения, вектор которых в поле

времени направлен из прошлого в будущее. Ценностный подход мо-

жет выявить причинный ряд, идущий в противоположном направлении

- из будущего в прошлое через настоящее. Закон самообращенной

причинности будет занимать центральное место.

В заключении можно сказать, что современное естествознание

опирается на три взаимосвязанных положения, закона или гипоте-

зы: энерго-информационной сущности всех видимых явлений и про-

цессов предметного мира, причинности (самоопределения) и эволю-

ции,которая все более понимается как эволюция сознания. Эти три

положения вместе с положением о циклической активности единой

жизни (в космологии, геологии, антропологии, истории, культуро-

логии) ложатся в основу создания нового научного мировоззрения

и миропонимания. Это новое мировоззрение должно базироваться на

выработке нового обобщенного философского подхода к основаниям

бытия в онтологии, логике, теории познания и деятельности, ак-

сиологии. Абстрактно-логический и ценностный подход должен опи-

сывать эволюцию Вселенной как целого в ее пространственном (од-

новременное присутствие всех фаз цикла в виде пространственных

сфер и уровней), временном (взаимосвязь эволюционных циклов Ме-

тагалактики, Галактики, Солнечной Системы, Планеты, эволюция

царств природы и человека на планете, конечная цель эволюции

человека на планете), причинном (закономерная взаимосвязь цикл-

ов и пространственных структур, источники активности и эволюции

Вселенной) выражении, а так же с точки зрения эволюции сознания

и разума. Такая обобщенная мысль в то же время должна быть на-

учной, т.е. опираться на всю сумму накопленных научных знаний,

нравственных ценностей и ограничений во взаимодействиях челове-

ка и природы, внутри человеческого общества, в отношениях - че-

ловек-космос; отвечать принципу субстанциональности и гармонии,

рассматривать материальные и духовные проявления в их единстве;

обладать предсказательной силой как для отдаленного будущего,

так и для решения неотложных проблем человека, экологии и циви-

лизации.

Именно с этой силой связаны надежды на будущее, на выживание

цивилизации и расцвет культуры.


5. Литература.
1. Новик И.Б., Абуллаев А.Ш. "Введение в информационный мир",

М, Наука,1991.

2. Ф. Гегель "Наука логики".

3. В.И. Вернадский "Научная мысль как планетное явление".

4. В.И. Вернадский "Пространство и время в живой и неживой

природе".

5. Б.Г. Ананьев "О проблемах современного человекознания".

6. А.И. Вейник "Термодинамика реальных процессов".