Главная страница

Евграфова Ольга Геннадьевна, старший преподаватель Камской государственной инженерно-экономической академии


Скачать 159,92 Kb.
НазваниеЕвграфова Ольга Геннадьевна, старший преподаватель Камской государственной инженерно-экономической академии
Дата03.12.2016
Размер159,92 Kb.
ТипАнализ

Евграфова, О. Г. Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров Татарстана в конце ХХ в. [Электронный ресурс] / О. Г. Евграфова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2011.html, свободный. (0,5 п.л.)
Евграфова Ольга Геннадьевна,

старший преподаватель

Камской государственной инженерно-экономической академии,

г. Набережные Челны
модернизация системы повышения квалификации

педагогических кадров Татарстана в конце ХХ в.
(13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования)
В настоящее время в педагогическом сообществе продолжается поиск путей совершенствования подготовки и повышения квалификации педагогов. Стоит задача подготовить педагогические кадры, которые смогут осуществить модернизацию общего образования, повышение его эффективности и качества. Вместе с тем, по мнению многих, в системе повышения квалификации пока еще не преодолено концептуальное противоречие между классической «знаниевой» и компетентностной парадигмами образования, между классическим монокультурным и поликультурным образованием, между традиционным моноперспективным и многоперспективным подходами.

Анализ современного мирового развития позволяет выделить факторы и тенденции, которые должны быть учтены в процессе модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. К ним можно отнести:

– ускорение темпов развития общества, идейный плюрализм, расширение возможностей политического и социального выбора определяют необходимость подготовки граждан к осуществлению этого выбора;

– переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение в мире масштабов межкультурного и межконфессионального взаимодействия предполагают формирование у граждан России информационно-коммуникативной культуры и толерантности как способности к диалогу;

– глобальные проблемы современности (информационные, экологические, ресурсные, проблемы безопасности и др.), которые могут быть решены только на основе международного сотрудничества, обуславливают необходимость формирования у молодых граждан Россиb понимания общности этих проблем и готовности к поиску совместных способов их решения;

– развитие мировой экономики, глубокие структурные изменения в сфере занятости, сокращение сферы малоквалифицированного труда определяют потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, рост их профессиональной мобильности;

– возрастание роли «человеческого капитала» в национальных экономиках развитых стран (сегодня в этих странах он в среднем составляет 70-80% национального богатства) определяет необходимость интенсивного опережающего развития сферы образования как молодежи, так и взрослого населения.

Цель и задачи политики модернизации – осуществление в образовании системных и органичных изменений с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства.

Важнейшим фактором достижения целей модернизации является профессиональная и личная готовность педагогических кадров воспринять новые ценности и цели образования, обеспечить изменения в области содержания образования, образовательных технологиях, способах измерения образовательных достижений, решении всего комплекса социально-педагогических задач, стоящих перед учителем в современной школе. Новые условия предполагают новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров.

В международной практике накоплен опыт подготовки нового типа учителей и управленцев (школьных администраторов), готовых не только адаптироваться к условиям социальных перемен в обществе, но и активно участвовать в этом инновационном процессе. В Россиb сегодня назрела необходимость внести существенные изменения в систему подготовки педагогических кадров. Основными направлениями модернизации педагогического образования являются:

– оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов;

– совершенствование содержания и форм;

– научное и учебно-методическое обновление педагогического образования.

Вместе с тем в условиях продолжающегося процесса дифференциации наук актуализируется необходимость сохранить фундаментальную составляющую в подготовке педагогов.

Не менее значимой задачей является модернизация системы дополнительного педагогического образования (повышения квалификации педагогов), которая включает следующие организационные формы:

– стажировка;

– профессиональная переподготовка (как в обычной, так и в дистанционной форме);

– повышение квалификации.

Учитывая кадровый состав российской системы общего образования, разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации педагогов общеобразовательных учреждений (в том числе интерактивных методов с применением дистанционных образовательных технологий) является важнейшей задачей, без решения которой модернизация общего образования не представляется возможной.

Модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров должна учитывать достижения мирового педагогического опыта. Важной задачей является сотрудничество с авторитетными международными организациями, определяющими перспективы развития образования в современном мире, – ЮНЕСКО, Советом Европы и др. Вместе с тем, как подчеркивал ректор МГУ академик В.А. Садовничий, «мы должны сохранить все то многообразие предметов, которые мы преподавали, нашу культуру в целом, нашу самобытность, наш менталитет. По-другому наша страна как великая держава развиваться не сможет» [1].

Педагогическое образование и его взаимодействие с системой повышения квалификации педагогических кадров нашей страны имеют свою историю. В этой связи представляется необходимым проанализировать процессы, происходившие в системе повышения квалификации работников образования Татарстана в 90-е гг. ХХ в.

Процессы, выразившиеся в коренной перестройке политической системы страны, развитие национального самосознания, внедрения вариативных образовательных учреждений, обновление содержания и структуры учебных дисциплин и многое другое обусловили острую потребность в глубоком пересмотре сложившегося опыта педагогической деятельности, обновлении всей методической системы, формировании у работников образования готовности к решению нестандартных задач.

Следует напомнить, что 30 августа 1990 г. Верховный Совет Татарской АССР изменил статус республики и принял Декларацию о государственном суверенитете. 12 июня 1991 г. состоялись выборы президента Республики Татарстан. 21 марта 1991 г. республиканским референдумом был определен государственный статус республики. В ноябре 1992 г. принята Конституция Республики Татарстан. В 1995 г. проведены выборы в Госсовет Татарстана.

Перед системой образования страны встали совершенно необычные для учительства явления, ранее отсутствовавшие в широкой практике задачи обновления системы обучения и воспитания, проблемы перехода на новые принципы образовательной деятельности: гуманизации, демократизации, поддержки одаренности, информатизации сферы образования.

В начале 90-х гг. в сфере педагогического образования также происходят процессы демократизации, децентрализации управления, автономизациии образовательных учреждений, государственно-общественный характер управления. Так, в сфере подготовки педагогических кадров в 1992-1998 гг. в республике стал проводиться эксперимент по созданию педагогических колледжей, способствующих интеграции учреждений высшего и среднего профессионального образования [3: 33]. Стала проводиться подготовка специалистов в вузах по сокращенным программам во второй половине 1990-х гг., которая являлась экономически целесообразной формой индивидуализации обучения с учетом предшествующего профессионального образования.

В 1993 г. в республике была разработана программа развития педагогического образования, которая определяла цели, стратегию, конечные результаты на период с 1993 по 2000 гг. Она предусматривала коренное обновление системы педагогического образования, чтобы обеспечить школы и другие учебные заведения качественно новым поколением педагогических кадров, способных поднять уровень обучения и воспитания подрастающего поколения до мировых стандартов, что является необходимым условием реализации социального, экономического и научно-технического развития республики. Центральная задача – поэтапное повышение качества подготовки педагогических кадров – решается за счет:

  • создания новой системы профориентации и профессионального отбора на педагогические профессии во всех районах республики, создание школ, классов, факультативов педагогического профиля, научно-учебных комплексов и центров непрерывного педагогического образования;

  • коренного обновления содержания, форм и методов подготовки учительских кадров на основе государственной поддержки и педагогических инноваций;

  • обеспечения качества профессорско-преподавательского состава за счет повышения требований к ним, а также создание условий для их творческого и профессионального роста, увеличения приема в аспирантуру и докторантуру [4: л. 2].

Главной целью повышения квалификации становится подготовка работников образования к выполнению своих профессиональных обязанностей в условиях меняющихся социокультурных реалий и растущих требований к интеллектуальному и духовному потенциалу, которые привели к изменению структуры ТИУУ. В 1993 г. Постановлением № 124 Кабинета министров республики Татарский институт усовершенствования учителей был преобразован в Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан (на правах вуза).

Отражением реальной потребности явилось в 90-е гг. ХХ в., в дополнение к уже имеющимся новым учебно-методическим лабораториям, также создание факультета профессиональной переподготовки по четырем специальностям (направлениям). Были предприняты усилия по организации и последующему развитию в школах республики психологической службы.

Напомним, что ранее в 1990 г. была создана социологическая лаборатория. В 1991 г. образована кафедра общественных наук, а в 1993 г. – кафедра экономики, которые впоследствии влились в кафедру социально-экономических и обществоведческих дисциплин. К 1994 г. учебно-методические лаборатории (УМЛ) полностью заменили кабинеты. Так, кабинет химии, биологии, географии, физики, математики реорганизовался в кафедру методики преподавания естественнонаучных дисциплин и УМЛ естественно-математических дисциплин; кабинет руководящих кадров – в кафедру научных основ управления школой (НОУШ) и УМЛ руководящих работников образования; кабинет иностранного языка – в кафедру методики преподавания иностранных языков и УМЛ интенсивных методов обучения; кабинет русского языка и литературы – в кафедру методики преподавания русского языка и литературы и УМЛ гуманитарных дисциплин; кабинеты дошкольного воспитания и начального обучения слились в кафедру и УМЛ дошкольного воспитания и начального обучения. Кабинет татарского языка и литературы преобразовался в кафедру и УМЛ татарского языка и литературы; кабинеты воспитательной работы, физического воспитания, НВП, черчения и ИЗО, музыки, труда слились в УМЛ социализации личности. Кабинет информатики и вычислительной техники слился с кабинетом технических средств обучения в УМЛ информатизации образования; кабинет истории, обществознания и основ государства и права (ОГП) реорганизовался в кафедру и УМЛ социально-экономических и обществоведческих дисциплин, кабинет мировой художественной культуры, литературы и истории родного края – в кафедру теории и истории культуры.

В 1994 г. образовалась УМЛ дефектологии, в 1995 г. – УМЛ научно-методического обеспечения новых типов школ, которая просуществовала всего 1 год. В 1998 г. была создана УМЛ «Научные основы здоровья учащихся».

Основные направления опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы Института повышения квалификации (ИПКРО) Республики Татарстан в 90-е гг. ХХ в. – модернизация образования, обновление методической системы обучения, формирование профессиональной компетентности учителя, подготовка его к проведению локальных экспериментов. Кроме того, институт стал осуществлять подготовку кадров на основе личностно-ориентированного подхода по новым специальностям: социальный педагог, практический психолог, организатор социальной работы среди населения. В учебном процессе нашли применение современные технологии развивающего обучения, был представлен национально-региональный компонент, реализуемый через этнопсихологию, прививались навыки исследовательской работы.

Только за 1991-1998 гг. факультетом профессиональной переподготовки на базе высшего образования подготовлено 680 специалистов – психологов, социальных педагогов, педагогов для работы в дошкольных учреждениях, интернатах. Отделение татарского языка и литературы стало давать второе высшее образование по татарскому языку и литературе учителям, не имеющим специального образования по названным дисциплинам. Обучение – очно-заочное. В 1998 г. окончили 41 человек. Обучались 188 учителей. По специальности «Английский и немецкий язык» за 1997-1998 гг. подготовлено 54 специалиста на базе высшего образования. По заявкам сельских районов стало проводиться также обучение на местах. В 1996-1997 учебном году полностью обеспечен учителями иностранного языка Кукморский район.

В 1996 г. на базе Казанского филиала Московского социально-гуманитарного института по подготовке дефектологов (МСГИ) подготовлены 50 специалистов-дефектологов через заочное обучение. Принимались лица со средним, средним специальным и высшим образованием. В 1996 г. обучались 187 человек.

С начала 90-х гг. институт (ИПКРО) стал осуществлять комплексную программу по подготовке руководителей школ, учителей, работников образования по научному обеспечению, организации и проведению исследовательской, опытно-экспериментальной работы.

В связи с введением новых программ, альтернативных учебников, практически, по всем предметам, были проведены семинары, конференции, курсы по их освоению, подготовлены методические рекомендации. Только за 10 лет (1988-1998 гг.) было издано: 35 учебников, 350 методических пособий, 12 сборников статей, 36 сборников тезисов научно-практических конференций. Опубликовано 800 научных статей, 160 методических рекомендаций [2].

Кафедры и лаборатории института в 90-е гг. ХХ в. работают по проблемам освоения и реализации современных образовательных технологий, методов психолого-педагогической диагностики.

Так, кафедра и лаборатория естественно-математических дисциплин занималась проблемами интеграции знаний учащихся, формирования у них логического мышления. Научная тематика сотрудников кафедры и лаборатории включала углубленное изучение предметов, психолого-педагогические особенности преподавания естественных дисциплин в школах нового типа. Школы республики становятся испытательным полигоном для новых технологий. Результаты исследований отражены в десятках статей, методических разработках и монографиях, реализуются на курсах учителей естественнонаучных дисциплин и математики.

Кафедра научных основ управления школой и лаборатория руководящих кадров занимались созданием новой технологии управленческой деятельности руководителей школ, школьного психолога, системы контроля, анализа и экспертизы управленческой деятельности. Велась работа над соответствующей концепцией, дифференцированными планами и программами, а так же учебно-методическими и дидактическими материалами.

Кафедра и лаборатория дошкольного воспитания и начального обучения приступили к разработке эффективной модели взаимодействия дошкольных учреждений и начальной школы, стремясь достичь преемственности в воспитании и обучении детей. Сотрудники кафедры вели исследования диагностики развития ребенка, новых образовательных технологий на базе дошкольных учреждений и инновационных учебных заведений. Подготовленные сотрудниками кафедры учебные программы и пособия для школ и детских садов, содержание которых постоянно обновлялось и апробировалось на многих проблемных курсах воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов.

Профессорско-преподавательский состав стал активно участвовать в разработке программ развития образования в республике и проводить экспертизу профессиональных знаний учителей в период их аттестации, обеспечивать диагностирование учащихся и т.д. С ИПКРО РТ установили сотрудничество 18 авторских школ, 66 учителей-исследователей, 1900 ведущих учителей республики, 86 экспериментальных площадок.

В связи с началом процесса возрождения национальной школы, а также появлением учебных заведений нового типа, широкой компьютеризацией учебного процесса стал решаться целый ряд новых проблем. Была выработана система вариативных моделей повышения квалификации работников образования, определены психолого-педагогические основы целей, разработки содержания, форм методов и средств образовательной деятельности в национально-региональных условиях.

Заметные изменения претерпела система курсовой подготовки. Основное внимание стало уделяться теоретико-практическим аспектам: формированию профессиональной компетентности, освоению современных технологий обучения, реализации концептуальных основ изучаемого предмета, подготовке учителей к проведению локальных педагогических экспериментов, связанных с проверкой эффективности отдельных методических идей.

Изменение потребностей в педагогических кадрах приводило к дальнейшему развитию тенденций по подготовке специалиста широкого профиля, к появлению новых сочетаний специальностей, что определялось потребностями в основном сельских школ. Если в городах еще как-то удовлетворялась потребность в учителях иностранного языка, то в 1995/1996 учебном году иностранный язык не преподавали более чем в 500 сельских школах республики. Факультеты иностранных языков Казанского и Елабужского государственного педагогического университетов не в состоянии были удовлетворить потребность сельских школ в учителях этой специальности. Поэтому открытие новых факультетов и учебных заведений с сочетаниями таких специальностей, как «Татарская филология и английский язык» и др. было в тот момент важным шагом в обеспечении вновь открывающихся школ.

С целью развития национального образования и, решая задачу повышения культурного и образовательного уровня учителей и учащихся, кафедрой татарского языка и литературы ИПКРО в 90-е гг. создавалась эффективная модель обучения родному языку, разрабатывались и внедрялись в практику методы реализации татарско-русского двуязычия, создавались необходимые для этого учебные пособия.

Кафедра теории и истории культуры включила в тематику своих исследований проблему духовности татарского народа, этнокультуры, фольклора. Исследования сотрудников привели к определению научных основ формирования культуры народов Поволжья.

Кафедрой педагогики проводились исследования по изучению истории, содержания, средств народной педагогики и применения их в современном учебно-воспитательном процессе.

Кафедра и лаборатория методики преподавания русского языка и литературы работали над проблемами индивидуализации коммуникативно-ориентированного обучения слушателей курсов, дифференцированного подхода к учащимся, активно внедрялись в практику школ педагогические инновации. Учебно-методическая лаборатория социализации личности занималась проблемой адаптации учащихся в социуме. Ее сотрудники ввели в систему курсовой подготовки принципы личностно-дифференцированного подхода к обучению, психологизации учебного процесса. Ими стали широко использоваться новейшие формы преподавания: защита творческих проектов и авторских программ, вечера творческих портретов. Лаборатория экспериментировала различные модели деятельности классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе.

Материальная база лаборатории информатизации образования позволила проводить на высоком научно-практическом и методическом уровне курсовые занятия с использованием ЭВТ в обучении как на уроках информатики, так и на занятиях по другим предметам. Создается целостная система, включающая в себя пропедевтические курсы «Уроки развития» в начальной школе, «Логика» в среднем звене и др.

Проблемами диагностики личности ученика и учителя, проблемами их взаимодействия, отслеживанием результатов учебно-воспитательного процесса занимались в середине 1990-х гг. сотрудники лаборатории социологических исследований.

Впоследствии профессорско-преподавательский состав стал активно участвовать в разработке программ развития образования в республике, проводить экспертизу профессиональных знаний учителей в период их аттестации, обеспечивать диагностирование учащихся. С ИПКРО установили сотрудничество 18 авторских школ, 66 учителей – исследователей, 1900 ведущих учителей республики, 86 экспериментальных площадок. Ежегодно на различных курсах повышали квалификацию, обучались и продолжают обучаться более 8000 педагогов. На десяти кафедрах и 12 учебно-методических лабораториях в 1998 г., в год 70-летия института, работало 167 сотрудников.

За минувшие 80 лет менялись и названия, структура института (ныне Институт развития образования РТ), но он был и остается центром повышения квалификации педагогических кадров республики, центром изучения и распространения опыта обучения и воспитания, а также одним из ведущих научно-исследовательских учреждений республики. На всех этапах своего развития - от ликвидации неграмотности до введения всеобщего среднего образования в ХХ в. – институт активно содействовал решению задач, выдвигающихся государством перед школой.

Наше исследование показывает, что сегодня значительное влияние на изменения в системе повышения квалификации работников сферы образования оказывают определенные факторы: первым фактором является новый этап в развитии педагогической науки, исследования в области образовательных технологий и методик, которые обозначили новые, более сложные задачи учебно-воспитательной работы, в результате чего сформировалась настоятельная потребность в расширении, углублении и обновлении знаний и компетенций (педагогических, психологических, методических и управленческих) педагогов и руководителей в процессе повышения квалификации; второй фактор – интенсивное развитие современных информационных технологий, освоение которых требует сегодня не только непосредственного владения компьютерной техникой, но и понимания теоретических основ программирования информации на разных уровнях. В качестве третьего фактора выступает изменение «портрета» заказчика и потребителя среднего общего образования, следовательно, и изменение потребностей слушателей учреждений СПК, вызванное необходимостью разрешения новых сложных проблем жизнедеятельности школы.
Литература:

1. Гуманитарное образование в России: мысли вслух. Выступление ректора Московского университета академика В.А. Садовничего на Всероссийской конференции «Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение. – М.: МГУ, 15 февраля 2007. – С. 13.

2. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан [Текст]: 70 лет ИПКРО РТ 1928-1998. – Казань: Изд. Центр «Арт-кафе» ТРО ВОИ, 1998 – 21 с.

3. Мустафин, Д.М. Социально-экономические и политические условия развития среднего профессионального педагогического образования во второй половине ХХ века (1945-2000 гг.) [Текст] / Д.М. Мустафин // Вестник Набережночелнинского филиала ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарный педагогический университет»: Вып. II.Сб. науч. статей. – Набережные Челны: Полиграф-центр «Ренессанс», 2005. – C.28-34.

4. Программа развития педагогического образования в Республике Татарстан на 1993 г.// НА РТ. Ф. 3682. Оп.3. Д.381.