Главная страница

Аннотация на образовательную программу учебной дисциплины «Природоведение» в курсе учебной дисциплины «Биология»


Скачать 56,95 Kb.
НазваниеАннотация на образовательную программу учебной дисциплины «Природоведение» в курсе учебной дисциплины «Биология»
В.В.Пасечник
Дата08.02.2017
Размер56,95 Kb.
ТипДокументы

Аннотация на образовательную программу

учебной дисциплины «Природоведение»
В курсе учебной дисциплины «Биология» выделяется курс природоведения. Рабочие программы курса «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» для 5 классов составлены на основе Комплексной программы по курсу «Природоведение» для 5 классов. Авторы программы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова – Москва. «Дрофа». 2010г.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Общая характеристика учебного предмета

«Природоведение» - интегрированный естественнонаучный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.

Изложенный в программе материал соответствует трём основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению - «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и разделён по соответствующим темам. В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания обучающихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включён в стандарт и программу в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках практико-ориентированной деятельности.

В программе приоритетной является практическая деятельность обучающихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учёту природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературы для младшего подросткового возраста, ресурсами Интернет и др.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

  • выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил техники безопасности при проведении практических работ.

  • Поиск необходимой информации в справочниках; использование дополнительных источников информации при решении учебных задач, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Место предмета в базисном учебном плане

Изучение курса «Природоведение» в 5 классе рассчитано на 2 часа в неделю (70 часов в год)

Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения обучающийся должен

Знать/понимать

  1. Многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы.

  2. Основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь

  1. Узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя.

  2. Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека.

  3. Указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе.

  4. Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты.

  5. Описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия поведения и полученные результаты.

  6. Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.

  7. Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.

  8. Использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

  9. Находить значение указанных терминов в справочное литературе.

  10. Кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль.

  11. Использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты).

  12. Следовать правилам безопасности при выполнении практических работ.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

  2. Измерения роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными показателями.

  3. Определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

  4. Составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.

  5. Оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Учебно-методический комплект:

5 класс:

  1. Программа основного общего образования по природоведению. 5 класс. / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова; Москва: Дрофа, 2010; автор-составитель Г. М. Пальдяева.

  2. В. М. Пакулова, Н. В. Иванова. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Москва: Дрофа, 2012.

  3. В. М. Пакулова, Н. В. Иванова. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для обучающихся / Москва: Дрофа. 2013.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на выполнение практической части.

Календарно-тематическое планирование, куда входит перечень тем и сроков их изучения.

Рабочие программы действительны в течение одного учебного года.