Главная страница

1 чтец: я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. 2 чтец


Название1 чтец: я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. 2 чтец
Дата04.02.2017
Размер81,7 Kb.
ТипДокументы

Вечер


«Знаешь ли ты русский язык»

для учащихся 9-11 классов.

Учитель – Воропаева К.Н.
1 чтец: Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.
2 чтец: Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём.

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой!
3 чтец: «С русским языком можно творить чудеса, - писал К.Паустовский. – Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
4 чтец: Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия…
5 чтец: Нет таких красок, звуков, образов и мыслей, сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

1 ведущий: Дорогие друзья! В нашей школе проходит неделя русского языка. Сегодня в нашем зале встретятся знатоки русского языка, это сильнейшие представители 11-х, 10-х, 9-х классов. Наша игра будет проходить под девизом: «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык!»

Команды приглашаются на сцену – сборная 11-х классов и сборная 9-10 классов.
2 ведущий: Послушайте правила игры. Команды получают поочерёдно вопросы, за каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Продолжительность подготовки ответа командой – 1 минута. Если команда не даёт ответа, то право ответить переходит к команде-сопернице, если же и она не отвечает, то отвечают болельщики. Болельщики, будьте очень внимательны! За подсказки из зала, выкрики с места команда может потерять баллы.

Итак, начинаем нашу игру!
Далее следуют вопросы командам, которые задают ведущие. По окончании игры и слова жюри – награждение команды-победительницы и заключительные слова чтецов.
1 чтец: Язык пришёл к нам по наследью,

Для нас дороже он всего.

Мы заменять чужого медью

Не смеем золота его!
2 чтец: Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков стеречь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

3 чтец: Помните: главный и неиссякаемый источник языка – язык народа, людей, «у которых что ни слово – то золото!»

Вопросы

для команды 11-х классов.

  1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука).




  1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твоё имя).




  1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).




  1. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, казак и т.д.)




  1. Какого рода существительные: НЕРЯХА, СОНЯ, ГРЯЗНУЛЯ, ПЛАКСА, ПОДЛИЗА? (Существительные общего рода).




  1. В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук [р], мягкий звук [н] на конце слова? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, июнь).




  1. Какое языковое явление «спрятано» в вопросе-шутке: какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Явление омонимии. Это бор – «стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле).




  1. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень).




  1. Родственные ли слова ПОТ и ПОТОЛОК? (Нет, потому что у них нет ничего общего в значении в современном русском языке).




  1. О каком правиле правописания идёт речь? Сформулируйте это правило.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал исправно.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал:

Где И, а где же Ы?

(И-Ы в словах после Ц).


  1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки (задание даётся на листах): Покраше…ый пол; краше…ый пол; краше…ый охрой пол; некраше…ые стены; пр…быть (во)время.




  1. В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания ОРО, ОЛО, ЕРЕ с заимствованными неполногласными сочетаниями РА, ЛА, РЕ: ворота – вратарь, молодой – младенец, берег – прибрежный. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах: ЗОЛОТО, ДРЕВО, ДРУГ? Почему? (Полногласное в слове ЗОЛОТО (ЗЛАТО), неполногласное в слове ДРЕВО (ДЕРЕВО), в слове ДРУГ такого сочетания нет).




  1. Перед вами предложение: ОН ВСКОЧИЛ И, ТОЧНО ОБОЖЖЁННЫЙ, БЕГАЛ ПО КОМНАТЕ. Что собою представляют выделенные слова с синтаксической точки зрения? Что произойдёт, если отбросить союз ТОЧНО? (Это сравнительный оборот, обособленное обстоятельство; если убрать союз ТОЧНО, то смысл предложения изменится, не будет сравнительного оборота – обстоятельства, а будет обособленное одиночное определение).




  1. Какие фразеологизмы-термины из области анатомии заключают в себе названия в переносном значении изображённых на данных рисунках предметов? (Изображены чашка, раковина – в анатомии коленная чашечка, ушная раковина).




  1. Изобразите в рисунке смысл фразеологизма: ОЧЕРТЯ ГОЛОВУ. (Даётся на это задание 5 минут).




  1. Объясните лексическое значение слова ГУМАННЫЙ.




  1. Расставьте ударения в следующих словах (даются в записи): ВЕРБА, ТОРТЫ, ПРИНЯЛ, ПРИНЯЛА, ДОБЫЧА, ДОГОВОР, ИНСТРУМЕНТ, МАЛЯР, ТУФЛЯ.




  1. Замените словосочетания с повторяющимися словами другими, близкими по смыслу: ОН НАЧАЛ БЫЛО ЧИТАТЬ, НО ПЕРЕДУМАЛ И НАЧАЛ РИСОВАТЬ. (Принялся за рисование).




  1. Назовите качество человека, исходя из пословицы-загадки: ЕЛ ДА УСТАЛ, СПАЛ ДА НАМАЯЛСЯ (ленивый ); ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ, ЧТО ХОЧЕТ, ТО И ЛОПОЧЕТ (болтливый).




  1. Замените именем существительным данные словосочетания, раскрывающие их лексическое значение:

- тот, кто предан своему народу, Родине (патриот);

    • человек, борющийся за что-либо (борец);

    • тот, кто беседует с кем-либо (собеседник);

    • мужчина с чёрными волосам (брюнет);

    • человек, имеющий одинаковый с кем-либо образ мыслей (единомышленник);

    • тот, кто завидует другим (завистник);

    • старый, опытный воин (ветеран);

    • остановка в пути для отдыха (привал);

    • первые буквы имени и отчества (инициалы);

    • ансамбль из трёх певцов (трио);

    • небольшое отверстие, узкий проход (лазейка);

    • след, проложенный лыжником (лыжня);

    • временное прекращение военных действий (перемирие);

    • удар по щеке (пощёчина).



Вопросы

для команды 9-10-х классов.

  1. Какой частью речи – числительным или существительным – являются слова: ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД? Почему? (Числительными, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос «сколько?» и могут быть записаны цифрами).




  1. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Нет, смешливый – это такой, которого легко рассмешить, а насмешливый – такой, который любит насмехаться над другими).




  1. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).




  1. В каких словах по 100 согласных? (СТОЛ, СТОГ, СТОН и т.п.).




  1. Назовите два слова, начинающихся с четырёх согласных. (Всплеск, взгляд, встреча).




  1. Какие из слов: СРЕЗАЛ, СПИСАЛ, СУМЕЛ, СГОРЕЛ – могут служить доказательством, что приставка С- никогда не изменяется на письме? (Сгорел, списал).

  2. Речь идёт о многозначных словах. Вопрос: всякие ли предлог и наречие являются частями речи? (ПРЕДЛОГ – «внешний повод к чему-нибудь», НАРЕЧИЕ – «совокупность диалектов какого-либо языка»).




  1. С помощью какого суффикса НОЖИ и НОГИ превращаются в одно слово? ( С помощью суффикса -ИЩ- НОЖИЩИ).




  1. Назовите три слова, в которых бы буква обозначалась двумя звуками. (Моя, поёт, яблоко и т.п.).




  1. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогами? (Именительный).




  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (задание даётся на листах): О…дыхать (во)время каникул, смотреть (в)даль, удить (в)даль моря, (н…)где (не)найти, (н…)когда (не)опаздывать.




  1. В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания ОРО, ОЛО, ЕРЕ с заимствованными неполногласными сочетаниями РА, ЛА, РЕ: ворота – вратарь, молодой – младенец, берег – прибрежный. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах: БРАТ, СРЕДА, КОРОТКИЙ? Почему? (Полногласное сочетание в слове КОРОТКИЙ (КРАТКИЙ), неполногласное в слове СРЕДА, в слове БРАТ такого явления нет).




  1. Перед вами два предложения (даются в записи на листе): а)ДЕД, ВЛОХМАТОЙ ШАПКЕ, В ПОДШИТЫХ ВАЛЕНКАХ, СИДИТ НА ЗАВАЛИНКЕ. б)ДЕД В ЛОХМАТОЙ ШАПКЕ И ПОДШИТЫХ ВАЛЕНКАХ СИДИТ НА ЗАВАЛИНКЕ. Который из дедушек «мой»? И почему? (В предложении с обособленным определением указывается на определённого человека, поэтому именно в этом, первом, предложении «мой» дедушка).




  1. Какие фразеологизмы-термины из области анатомии заключают в

себе названия в переносном значении изображённых на данных рисунках предметов? (Изображены клетка, яблоко – в анатомии клетка ака биологическая единица и глазное яблоко).


  1. Изобразите в рисунке смысл фразеологизма: ВО ВЕСЬ ГОЛОС (Даётся на это задание 5 минут).




  1. Объясните лексическое значение слова ОПТИМИСТ.




  1. Расставьте ударения в следующих словах(даются в записи):: ВОРОТА, ДОКУМЕНТ, НАНЯЛ, НАНЯЛА, НАНЯЛИ, ФАРФОР, ЦЕМЕНТ, БАЛУЯСЬ, СТОЛЯР, ЭКСПЕРТ.




  1. Замените словосочетания с повторяющимися словами другими, близкими по смыслу: ЗЕМЛЯ СТАЛА ПРИБЛИЖАТЬСЯ, САМОЛЁТ СТАЛ САДИТЬСЯ. (Пошёл на посадку).




  1. Назовите качество человека, исходя из пословицы-загадки: ПОДАЛ РУЧКУ, ДА ПОДСТАВИЛ НОЖКУ. (Двуличный, лицемерный). СЕБЯ МНИТ ВЫШЕ КРЫШИ, А У САМОГО И С КРЫЛЕЧКА ГОЛОВА КРУЖИТСЯ. (Самоуверенный).




  1. Замените именем существительным данные словосочетания, раскрывающие их лексическое значение:

    • тот, кто несёт знамя (знаменосец);

    • человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик);

    • тот, кто едет верхом (всадник);

    • мужчина со светлыми волосами (блондин);

    • человек, распространяющий ложные обвинения (клеветник);

    • тот, кто предпочитает проводить свободное время дома (домосед);

    • мальчик или девочка в переходном возрасте (подросток);

    • вызов по фамилиям, именам, с целью проверки (перекличка);

    • территория, на которой запрещена охота (заповедник);

    • самый низкий мужской голос (бас);

    • обычные, непраздничные дни (будни);

    • маленькие цветные бусинки (бисер);

    • перенесение чего-либо на более поздний срок (отсрочка);

    • судно для перевозки жидких грузов (танкер).